Детство, опаленное войной

Общество

Я родом не из детства – из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит
.
Ю. Друнина.


За окном вагона моросил дождь, низкие сизые тучи нагоняли на пассажиров тоску.


Зося Александровна с волнением вглядывалась в мелькающие за окном мокрые  деревья, поля…


Поезд замедлил ход. Проводница объявила: «Станция Ельск: Сердце тревожно забилось. Хорошо, что рядом сестра Галя, иначе с волнением справиться было бы нелегко. Как же давно они не были здесь, на родине, которую покинули еще в юности.


Сестры Зося и Галина Стаховские живут в России, в Пятигорске. Но вот уже в течение многих лет их душа рвется на Ельщину, на родную землю, где они родились и где познали страшное горе…


Да войны в деревне Копанка проживало 262 жителя. Жизнь била ключом. Каждую осень гуляли веселые свадьбы, рождались дети…


В семье Стаховских было семеро детей: Антонина, Ольга, Зося, Мария, Галина, Адасик и Юлька. Мать Екатерина Семеновна очень любила детей. Работала с утра до ночи, чтобы прокормить большую семью (муж погиб незадолго до войны). Старшая Антонина помогала матери по хозяйству, в поле. Младшие пасли гусей, свиней. Жили дружно, в крестьянских заботах и хлопатах.


Война перечеркнула мирную жизнь. Оккупанты не церемонились: грабили, убивали людей, жгли деревни, разрушали города… Но люди не отчаивались, боролись и верили в победу над фашизмом. Почти все мужчины ушли в партизаны. Народные мстители не давали влагам спокойно жить на белорусской земле. В ответ фашистские изверги мстили мирным жителям, убивали и сжигали заживо…


18 июля 1942 года каратели рано утром нагрянули в Копанку. Согнали всех людей в колхозное гумно, забили ворота, облили бензином и подожгли. Когда обезумевшие люди выломали ворота, фашисты стали стрелять из пулеметов и автоматов по бегущим детям, старикам, женщинам…


В этот день были расстреляны и сожжены 186 мирных жителей д. Копанка (из них 83 ребенка до 17 лет) и 41 житель д. Круглое (в том числе 23 ребенка до 17 лет).
В огне погибла Стаховская Екатерина Семеновна и трое ее детей: семнадцатилетняя Антонина, четырехлетняя Юлия и шестилетний Адасик. Марии, Ольге, Зосе и Гале чудом удалось уцелеть. Девочки остались живы благодаря односельчанам, которые ценой своей жизни помогли детям выбраться из горящего сарая.


Зося смутно помнит, как бежала по лесу, как попала к партизанам. Галя, раненная в руку, теряла сознание, добралась до речки, где ее, окровавленную, обессилевшую, подобрали партизаны, долго лечили… Девочки, как могли, помогали своим спасителячм. Подносили воду раненым партизнам, кормили тех, кто сам не мог есть.
Сестры Стаховские, вспоминая о том страшном времени, поражаются мужеству и доброте людей военной поры. Выжили, потому что помогали друг другу, были одним целым: вместе боролись, вместе трудились, вместе плакали, вместе радовались победе.


После изгнания немецко-фашистский оккупантов девочек  отвезли в детский дом, который находился в Наровле. Директором детского дома был замечательный педагог, воспитаний А.С. Макаренко Евгений Артемьевич Хомич. К сиротам он относился, как к родным детям. С каким трудом доставал продукты питания, чтобы накормить детей. 


Об его отцовской заботе и самоотверженности сестры Стаховские вспоминают по сей день.


Учились девочки хорошо. Галя к тому же была активисткой, участвовала во всех конкурсах, спортивных соревнованиях. Любила выполнять сложные акробатические номера.


О пребывании в Наровлянском детском доме у сестер остались самые светлые воспоминания. Сирот войны воспитывали в духе коллективизма, взаимоуважения и любви к ближнему.


После окончания школы началась взрослая жизнь – со своими радостями и невзгодами.


Галя и Зося поступили в Мозырское педучилище (Ольга вышла замуж и осталась в Ельске, Мария уехала в Минск).


Вскоре Зося оставила учебу и уехала в Пятигорск, где жил в то время родной дядя.


Галина после окончания педучилища преподавала в Хойниках, затем уехала у Зосе в Пятигорск.


Зося Александровна работала на заводе. Вышла замуж, родила и воспитала двоих детей. Сейчас живет с сыном и снохой (пять лет назад умер ее муж).


Галина Александровна всю свою жизнь посвятила детям: восемнадцать лет проработала в детском доме, затем в детском санатории, где обучала и ухаживала за больными детьми. Рано овдовела, сама растила двоих сыновей, которые выросли настоящими мужчинами, подарили ей замечательных внуков.


Сестры Стаховские прожили нелегкую, но очень интересную жизнь.


В конце сентября 2008 года Галя и Зося Стаховские (жаль, Мария не смогла приехать из Минска, (после операции ее не пустили), а Ольги вот уже несколько лет как нет в живых) побывали на месте родной деревни Копанка, где сейчас находится небольшое кладбище и мемориальный комплекс памяти жертв фашизма.


Сестры поклонились дорогой могиле, где похоронены мама – Екатерина Семеновна, две сестренки и братик. Память о них постоянно живет в сердцах сестер.


Как они радовались встрече с друзьями детства: Феськовой Анной Семеновной, Крючко Надеждой Романовной, Мороз Ядвигой Викторовной, Цалко Юлианом Августовичем, – пережившими ту же трагедию. Они долго вспоминали о своих родных и близких, о доенной счастливой жизни, о своей родной деревне, на месте которой выросли высокие сосны. И, когда ветер раскачивает деревья, они стонут и плачут, как будто души заживо сожженных до сих пор летают над этим местом.


Сестры Зося и Галина Стаховские любят стихи Юлии Друниной. Особенно их волнуют строки:


Я родом не из детства – из воны…
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрым к любой травинке робкой.


Искренняя доброта, порядочность, интеллигентность и душевная щедрость отличают сестер Стаховских.


Хочется пожелать этим милым женщинам крепкого здоровья, мирного неба и побольше радости и жизни.


Ж. Найман



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *