Борьба с коррупцией в Беларуси

Местные власти

Коррупция стала масштабной проблемой современности. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции.


Подписание в 2003 году Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и реализация  идеи создания Международной ассоциации антикоррупционных учреждений – это результат глубокого осознания мировым сообществом серьезной опасности, которую таит в себе коррупция. 


Поддерживая и развивая инициативы по борьбе с коррупцией на национальном, региональном и международном уровнях, Республика Беларусь одним из первых государств-участников ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.


В 1997 году принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией».


В 2001 году утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетных направлений  деятельности государства.


В 2002 году принята первая специализированная Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы. В развитии реализации организационно-правовых мероприятий данной Программы принят ряд законодательных актов антикоррупционной направленности – Законы РБ «О государственной службе в Республике Беларусь «, «О декларировании физическими  лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов,  полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности». Изданы Указы Президента Республики Беларусь «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», «О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», а также указ, касающийся дебюрократизации государственного аппарата, упорядочения административных процедур в целях упреждения коррупционных действий государственных служащих и др.


В 2000-2005 годах Республика Беларусь ратифицировала ряд важнейших международных конвенций: Конвенцию ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.


Выполняя свои международные обязательства, а также учитывая давно назревшую необходимость в выработке новых методов предупреждения и пресечения коррупции, Республика Беларусь принимает меры по дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства.


В июле 2006 года принят новый закон «О борьбе с коррупцией». В соответствии с законом, борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.


В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 года   образованы республиканское, областные и районные координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. Председателями координационных совещаний являются соответствующие прокуроры. Координационные совещания являются постоянно действующими межведомственными органами.


В целях реализации требований Закона, совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь утвержден Перечень коррупционных преступлений.


Наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищения, злоупотребления властью, служебный подлог, получение и дача взятки, получение незаконного вознаграждения госслужащим, не являющимся  должностным лицом. На долю этих составов преступлений приходится почти 40% от общего числа выявленных в области коррупционных преступлений. 


В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются  для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. Предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за  получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы.


Впервые на постсоветском пространстве Беларусь приступила к проведению криминологической экспертизы проектов законов. Этот вид экспертиз осуществляет научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, созданный в соответствии с указом Главы государства.


В мае 2007 года принята новая специализированная Государственная  программа противодействия коррупции на 2007-2010 годы. Программа представляет собой комплексную систему мер, основанных на анализе криминогенной ситуации и прогнозе  развития коррупционной преступности в Республике Беларусь, результатах научных исследований и практике борьбы с коррупцией.


Проводимая целенаправленная и постоянная работа по исполнению антикоррупционного законодательства приносит свои результаты. Если в период 1997-2003 гг. отмечалось ежегодное возрастание количества выявляемых преступлений коррупционной направленности, то в последние четыре года отмечается устойчивая тенденция  к сокращению таких преступлений.


За 11 месяцев 2008 года количество выявленных в Гомельской области коррупционных преступлений сократилось на 2,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако за этот же период выявлено и привлечено к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц больше на 5,6%. Вместе с тем, уровень коррупционных проявлений остается достаточно высоким. Данные проявления  видоизменяются, становятся более ухищренными, приобретают более латентный характер.


Из выявленных в 2008 году в Гомель-ской области 223 должностных лиц, совершивших преступления против интересов службы, 58 – работники органов местной исполнительной власти и подчиненных им структурных подразделений (областных –18, городских, районных – 39, сельских – 1), в том числе работники следующих министерств: связи и информатизации – 15, Белкоопсоюза – 9,  промышленности – 5, сотрудники органов внутренних дел – 5 и другие.


Анализ уголовных дел и материалов оперативно-служебной деятельности о преступлениях, связанных с коррупцией, свидетельствует, что коррупционные проявления имеют место во всех отраслях и сферах жизнедеятельности государства. Наибольшее число таких преступлений выявлено в системе торговли – 100, промышленности – 67, сельского хозяйства – 50, строительства – 47, здравоохранения – 42, образования – 33, государственного управления – 13.


Борьбу с коррупцией необходимо осуществлять не только правоохранительным органам. Задачей номер один для всех руководителей, и в первую очередь государственных органов и организаций, должно быть обеспечение кадровой чистоты коллектива, юридической и моральной чистоплотности каждого сотрудника.


Отдел идеологической работы райисполкома.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *