Потребители и жилищно-коммунальные услуги


С 29 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 г. Данный Закон направлен на упорядочение отношений между исполнителем и потребителем жилищно-коммунальных услуг, придание им договорного характера, защиту прав потребителей.


Законом определены стороны правоотношений в сфере жилищно-коммунальных услуг: исполнитель  и потребитель, основные виды жилищно-коммунальных услуг, которые подразделяются на основные и дополнительные. Основные – это услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, вспомогательных помещений, придомовой территории в соответствии с установленными санитарными и техническими нормами, дополнительные – услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем. Законом установлено право потребителя отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.


Законом определены права и обязанности потребителей жилищно-коммунальных услуг: на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах, безопасность жилищно-коммунальных услуг, на информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, на просвещение в области защиты прав потребителей, а также на надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг и возмещение убытков в случае оказания услуг ненадлежащего качества и на государственную и судебную защиту своих прав. Очевидно, что услуги должны оказываться на конкурентной основе. Закон способствует развитию здоровой конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Но есть ли рынок, т.е. предложение? Ведь совершенно очевидно, что наличие нескольких исполнителей данного вида услуг будет способствовать повышению качества. Жаль, что нельзя допустить частную инициативу в сферу оказания основных жилищно-коммунальных услуг. Полагаю, что подход к работе был бы совершенно иным.


Ведь если организация, оказывающая основные жилищно-коммунальные услуги, является монополистом в своей сфере, то каков спрос за ненадлежащее их оказание? Поэтому только договор, письменное обязательство, в котором четко прописаны все существенные условия, заключенный между исполнителем и потребителем, является гарантией защиты наших с вами  прав.


В договоре на оказание жилищно-коммунальных услуг должны содержаться все существенные условия: наименование (имя) исполнителя, предмет договора, тариф услуг, порядок оплаты, порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания с недостатками, права, обязанности и ответственность сторон, порядок разрешения споров, срок договора, условия и порядок изменения, продления и прекращения и иные. Включение в договор всех существенных условий необходимо для максимальной защиты прав и законных интересов потребителей.


Статьей 16 указанного Закона закреплено право исполнителя на перерывы в оказании жилищно-коммунальных услуг в межотопительный сезон, при проведении плановых ремонтных и профилактических работ, приостановлением оказания услуг по требованию потребителя, в том числе и имеющего без уважительных причин задолженность по их уплате и не погасившему ее в установленный срок, в связи с авариями, стихийными бедствиями и прочими катаклизмами, делающими их оказание невозможным.


Законодатель установил не только права, но и обязанности потребителя: обеспечивать целостность и сохранность приборов учета, находящихся в жилом помещении, своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, оплачивать жилищно-коммунальные услуги в установленные законодательством сроки, допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя, не допускать нарушения прав и законных интересов других потребителей.


Рассматриваемым Законом предусмотрен порядок изменения и расторжения договора на оказание жилищно-коммунальных услуг.   В частности, определено, что потребитель (наниматель, собственник жилого помещения, член организации застройщиков) вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если неоказание данных услуг конкретному потребителю технически возможно, предварительно не менее чем за один месяц, а если договор заключен на срок менее одного месяца, – то не менее чем за пять дней, направив исполнителю соответствующее письменное предупреждение.


В случае, если потребители владеют жилым помещением на праве общей собственности, отказ oт договора на оказание жилищно-коммунальных услуг возможен с согласия всех собственников, при недостижении согласия – в судебном порядке.


Соответственно предусмотрена и гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.   Так, потребитель имеет право на возмещение убытков, вреда, выплату неустойки за просрочку исполнения в размере 1% от стоимости услуги на каждый день просрочки и,  что особенно важно, возмещение морального вреда, что четко прописано в данном законе.


Очень хочется верить, что данный нормативный акт наведет порядок в сфере оказания и потребления жилищно-коммунальных услуг, вызывающих так много нареканий, а прописанная законодателем ответственность за нарушение наших с вами прав, уважаемые читатели, явится хорошим стимулом для совершенствования работы организации, их оказывающей.


Призываю читателей обсудить данный Закон на страницах газеты,  поделиться мнениями, задать наболевшие вопросы.


Ж. Морозова, заведующий Государственной нотариальной конторой Ельского района.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *