Страницы истории Ельского подполья

Общество

В ноябре 1941 года Ельским подпольным райкомом ВКП(б) в д. Бовгарка  была создана подпольная группа из числа местных жителей для поддержания связей с партизанским отрядом, сбора информации о дислокации врага, живой силе и технике, вовлечения местного населения в партизанский отряд, сбора оружия, медикаментов и продовольствия и занятия другой работой разведывательного характера. Руководил этой группой Шульга Илья Григорьевич, 1921 года рождения, до Великой Отечественной войны заведовал Данилковской начальной школой.


В состав группы были вовлечены: Антоненко Даниил Васильевич, 1907 года рождения, до Великой Отечественной войны работал бригадиром тракторной бригады Ельской МТС; Артемчук Потап Емельянович, до Великой Отечественной войны работал счетоводом в колхозе «Путь коммунизма» и проживал в д. Бовгарка; Бобруйко Андрей Михайлович, 1909 года рождения, до Великой Отечественной войны работал счетоводом колхоза «Путь коммунизма» (д. Ремезы). Был оставлен связным по месту проживания в д. Александровка;  Бусел Никонор Титович, 1911 года рождения, до Великой Отечественной войны работал инспектором Ельского РОНО; Козинцев Афанасий Архипович, 1906 года рождения, до Великой Отечественной войны работал бригадиром Ельской МТС.


В декабре 1941 в д. Бовгарка переехали Гоникман М.И. и Радкевич А.А., которые также были вовлечены в подпольную группу.  С весны 1942 года в подпольную группу был вовлечен и Власенко И.Е.


С наступлением весны 1942 года немцы наладили движение на узкоколейной железной дороге Ельск – Махновичи для перевозки в этом направлении различных военных грузов, живой силы и техники. Партизаны также узнали о возобновлении работы узкоколейки. Вскоре недалеко от деревни Ремезы партизаны взорвали железнодорожное полотно вместе с паровозом, вагонами и перевозимым грузом, и движение на железной дороге было остановлено.


В мастерских Ельского железнодорожного депо немцы развернули масштабный ремонт различной военной техники. Там же находился еще один неисправный узкоколейный паровоз, который они намеревались срочно отремонтировать. Немцы планировали восстановить прерванное движение поездов в этом стратегически важном для них районе. Данная узкоколейная железнодорожная ветка проходила по партизанской зоне, что давало возможность немецкому командованию оперативно перекидывать свои войска и технику в труднодоступные для колесной техники места.


Ельское железнодорожное депо, как и склад заготзерна, усиленно охранялись немецкими солдатами, а в дневное время и двумя сторожами из числа местных жителей, сотрудничавших с оккупантами. (Из этических соображений автор не называет фамилии этих людей). Посторонний человек не мог свободно проникнуть на эту охраняемую территорию. О планах немцев по ремонту узкоколейного паровоза узнало и командование Ельского партизанского отряда. До этого партизаны уже делали попытки взорвать помещения мастерских и сжечь склад заготзерна, но их налеты не увенчались успехом. При попытке прохода Шульги И.Г. на территорию депо верные служаки немцев не пропустили его. Со второй попытки под видом ремонта звездочки велосипеда пропуск Шульге И.Г. на территорию мастерских выписал старший немецкий мастер. Шульга И.Г. смог попасть в помещения и осмотреться  на месте. Помещения мастерских и изнутри охранялись часовыми. Посторонний человек не мог приблизиться к паровозу и станку. Было принято решение пронести мины на территорию мастерских и взорвать паровоз и немецкий универсальный токарный станок. Подпольщикам было поручено найти надежного человека из числа машинистов. Вскоре подпольщик Шульга И.Г. наладил связь с машинистом паровоза Власенко Ильей Елисеевичем. При встречах с ним оговаривались различные варианты проноса мин. После осмотра мастерских Шульга И.Г. окончательно проинструктировал Власенко И.Е. по проносу и установке мин. Из партизанского отряда он получил две магнитные мины, пронес в сумке в депо и взорвал паровоз и токарный станок. После совершения столь дерзкой диверсии на  важном обьекте немцы арестовали несколько человек, в том числе и самого Власенко И.Е. После допросов в Ельске Власенко И.Г. был выслан в г. Овруч, где и был расстрелян немцами.


Указанные члены подпольной группы принимали непосредственное и активное участие в налаживании контактов с солдатами и офицерами чехословацкого полка, дислоцированного в Ельске, с целью перехода в ряды партизан. Не все они дожили до Дня Победы, но память об  их  подвигах сохранится на века.


Подробно с деятельностью этой и других подпольных групп, созданных в Ельске, Кочищах и Скородном, участии в боях и операциях партизан (всех поименно) в Ельском  партизанском отряде и отрядах соединения Сабурова, а также о списках связных читатели узнают из книги «Партизанское движение на Ельщине в годы Великой Отечественной войны».


С. Миксюк.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *