Жить надо в мире и согласии


Более полувека живет в деревне Козлы трудолюбивая, интересная и мудрая женщина – Мария Александровна Хамутовская. В ее жизни были и радости, и горести, но она, тем не менее, ни о чем не жалеет.


– Сама я родом из деревни Медведное, – начала рассказ Мария Александровна. – Мой отец Александр Лукич Шульга до войны работал бухгалтером, потом был председателем сельского Совета. Мама Татьяна Ивановна работала в колхозе, вела домашнее хозяйство, растила детей. Нас в семье трое было: я, Нина и Вера.


Когда я закончила 4 класса, началась война. Люди жили в лесу, кто в землянках, кто в куренях. Тяжелая жизнь настала: голод, холод и страх… Отец заболел тифом, его привезли к нам, в курени. К счастью, он вылечился. Все наши живы остались.
После войны пришлось много работать. Мужских рук не хватало, поэтому работали все: и женщины, и старики, и дети. Я и косила, и возила, и копала, и коров доила…


А потом меня засватали. Вышла я замуж за Ивана Хамутовского, родом он был из д. Козлы. Переехала к нему жить. Он сначала работал трактористом в колхозе, потом – заведующим магазином в д. Козлы.


Сами дом построили. Иван посадил у дома березку, сделал лавочку под ней. Прошло с тех пор немало лет, береза та уже большая выросла, а я под ней часто люблю сидеть, жизнь вспоминаю. А вспомнить мне есть что.


В молодости я на вечерки ходила. Собирались мы в доме у кого-нибудь, песни пели, женщины занимались рукоделием: кто вышивал, кто вязал. Вот и я всему этому научилась.


Троих детей родила. Тридцать шесть лет со свекровью под одной крышей прожила. По-всякому было, но в основном мирно жили.


После перенесенной операции Иван перешел работать лесником в лесничество, а я – на его место в магазин.


Вот уже 20 лет, как я живу одна…


Дети наши уже взрослые, у них свои семьи. Дочь Ольга живет в Одессе, сын Николай и дочь Галина – в Гомеле. У меня уже пять внуков и два правнука.


Дети приезжают в деревню на Радуницу и на октябрьские праздники. Созваниваемся каждую неделю.


С сестрами связь поддерживаю. Холодович Нина Александровна живет в Киеве, а Невмержицкая Вера Александровна – в Минске.


Я очень люблю ходить в лес за грибами и за ягодами, – призналась Мария Александровна. – Мне 78 лет, но я без леса не могу! Раньше, когда здоровье было, то и хозяйство мы держали: корову, свиней, огород большой был, а теперь только куры остались.


Зимой, когда работы меньше, я телевизор смотрю, читаю. Очень нравится районная газета «Народны голас». Всегда с удовольствием ее читаю.


Книг у меня много. Люблю истории о жизни, о колхозе, о людях села. «Поднятую целину» несколько раз перечитала.


До сих пор вяжу рукавицы, перчатки, носки. Вышиваю реже: зрение уже не то.


Люблю петь. Моя тетя очень красиво пела, я многому от нее научилась. Знаю много разных старинных песен: веснянок, колядок. Наш фольклорный коллектив с концертами выступал и в Лельчицах, и в Минске. Сколько всего интересного было!


Я старалась со всеми мирно жить – так меня мама учила, а для этого надо знать, где промолчать, где стерпеть, где примириться, – подытожила Мария Александровна. – Всего было в жизни! Но никто никогда не смеялся надо мной, люди и сейчас с уважением относятся.


Не унывает и не жалуется на жизнь Мария Александровна. Почему? Наверное, потому, что некогда, ведь, несмотря на уважаемый возраст, у нее много интересных занятий для души, да и без работы она сидеть не привыкла. А может, в этом ей помогает жизненная философия: жить надо в мире и согласии с окружающими и с собой…


М. Сугак.
Фото А. Силиверста.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *