Духовное воспитание на православных традициях


Не секрет, что за последние 10-15 лет белорусское государство и церковь сделали значительные шаги навстречу друг другу по пути укрепления взаимопонимания и сотрудничества, в том числе и в области образования.


Для одних педагогов, увидевших в церкви союзника, это стало своего рода «спасительным кругом», у других – вызвало полное недоумение: «Неужели в школы введут Закон Божий?»


Большинство педагогов области сегодня знакомо с такими документами, как:


– Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (2003);


– Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2007-2010 гг. (2007);


– Комплексная программа сотрудничества Гомельского облисполкома и Белорусской Православной церкви в Гомельской области (2006).


Однако содержание, цели, задачи этих документов, пути реализации вызывают у некоторых сомнения: а не нарушают ли эти документы Конституцию Республики Беларусь, Закон об образовании, Закон о правах ребенка, из которых явственно следует светский характер государства и светский характер образования? Ответим сразу: нет, не нарушают.


Конституция Республики Беларусь в соответствии с международными правовыми нормами закрепляет принцип сотрудничества светского государства и религиозных организаций «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (статья 16). Провозглашая принцип равенства религий перед законом, Конституция в соответствии с общеевропейскими нормами признает их неравнозначность по историческому и культурообразующему значению.


В преамбуле «Закона о свободе совести и религиозных организаций» (2002) сказано, что государство признает:


– определяющую роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;


– духовную, культурную и историческую роль Католической Церкви на территории Беларуси;


– неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелически-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.


Поэтому при выборе союзника в воспитании подрастающего поколения государственная система образования исходит из вышеназванного.


Светская школа должна учитывать, что именно эти традиционные для Беларуси конфессии на протяжении веков формировали духовность и культуру белорусов, национальный менталитет.


Принцип светскости государства и образования не означает полное отделение государства и церкви, церкви и школы, но разграничение их полномочий, разделение сфер деятельности. Светский характер образования не препятствует взаимодействию школы и церкви в вопросах воспитания, в решении социальных задач.


Как подчеркнуто в сборнике нормативных документов, выпущенном Министерством образования Республики Беларусь в 2007 г., прежняя трактовка светскости как полное отделение государства и школы от религии, как исключение влияния религии во всех сферах общественной жизни, как борьба с религией, в том числе и средствами образования, является атеистическим пережитком.


Многолетнее одностороннее атеистическое мировоззренческое воспитание учащихся, формирование непримиримого отношения к религии и церкви при непререкаемо положительной оценке атеизма является отражением диктата господствовавшей идеологии в системе образования. В современных условиях недопустима искаженная, идеологизированная трактовка светского характера образования в прежнем атеистическом (антирелигиозном) понимании.


К 1990 г. в учреждениях образования практически была прекращена деятельность по атеистическому воспитанию и обучению, формированию атеистического мировоззрения учащихся. Сегодня школа в своем большинстве не препятствует обеспечению конституционного права ребенка на свободный выбор мировоззрения и вероисповедания (Конституция, ст. 31; Закон о правах ребенка, ст. 10; Закон о свободе совести и религиозных организаций, ст.4).


Таким образом, светский характер образования не означает атеистический, но означает нецерковный. Светский характер образования означает, что государство не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (Закон о свободе совести и религиозных организациях, ст. 9). Я, как старший преподаватель кафедры общей и коррекционной педагогики ГУО «Гомельский областной институт развития образования», считаю, что в школе не должно быть ни атеистической, ни религиозной пропаганды.


В то же время светские учреждения образования на основании письменных заявлений родителей (самих несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (Закон об образовании, ст.1).


Педагогам следует различать понятия «религиозное образование» (в воскресных школах) и «духовно-нравственное образование на православных традициях белорусского народа» (в светских государственных учреждениях образования). Главным отличием религиозного воспитания является культовая практика (участие в богослужениях, таинствах), что не допускается в светском учреждении.


Проведение же различных мероприятий в рамках Программ сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и БПЦ (Пасхальные фестивали, Рождественские вечера и др.) нацелено не на религиозное воспитание, а на формирование духовно-нравственных качеств личности, гражданского и патриотического самосознания, на возрождение культурно-исторических традиций белорусского народа, решение социальных проблем.


Организация по запросам родителей и детей кружков, курсов по выбору, факультативов духовно-нравственной и религиоведческой тематики является практической реализацией прав подрастающего поколения, соответствующих международным принципам.


Татьяна Хорик.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *