Они живут в моем сердце

Общество

Из всей большой семьи Сивчук Антона Федоровича и Марфы Сергеевны, уроженцев деревни Ремезы, в живых сегодня осталась только младшая дочь – Наталья Антоновна Шевцова (по мужу). Она с грустью и нежностью вспоминает о своих родных, с болью рассказывает о трагической судьбе своей семьи:


– В семье моих родителей, простых ремезовских крестьян, было девять детей: Адам, Варя, Поля, Иван, Маня, Феня, Лукьян, Вася и я. Семья наша была дружной. Жили мы очень бедно, хотя держали большое хозяйство, работали не покладая рук. Правда, перед войной стало немного легче жить: старшие братья и сестры, создав свои семьи, от родителей отделились, как говорят, пошли на свой хлеб.


Когда началась война, мне было 8 лет. Но я никогда не забуду тех ужасов, которые пришлось мне пережить во время оккупации. Наша семья была под пристальным наблюдением местной полиции, так как мой старший брат Адам служил в НКВД, средние братья Иван и Лукьян сражались с фашистами – один на фронте, второй был связным партизанского отряда (оба брата погибли).


В июне 1942 года (как сейчас помню, это было на третий день Троицы) ворвались к нам немцы и полицаи, схватили отца, мать и 15-летнего брата Васю и вытолкали во двор. Нас, девчат, закрыли в доме. Никогда мне не забыть страшные крики матери, выстрелы и бушующее пламя, в котором сгорели мои родители и брат. Как потом рассказывали, чешские солдаты хотели спасти моих родных, но немцы их не пустили. Полицаи тогда все бегали, спрашивали про нашего брата Лукьяна, связного партизан. Он в тот день пас коров. Его вовремя предупредили, и он ушел в партизаны (Лукьян погиб в бою с фашистами у д. Глушковичи Лельчицкого района 23 декабря 1942 года). Ушла в партизаны и моя сестра Федора. А меня забрала к себе замужняя сестра Полина.


Через год нам пришлось пережить еще одну трагедию. В июне 1943 года каратели согнали ремезовцев на так называемое «собрание», на котором людей жгли и убивали. Тогда погибло около ста моих односельчан, полдеревни было сожжено. Мы успели убежать и спрятаться во ржи. Лежали, вжавшись в землю, не дыша. Вместе с нами пряталась Ульяна Федоровна Цык, сын которой был комиссаром партизанского отряда. Невестка ее с детьми не успела скрыться – была схвачена карателями. Ее постигла трагическая участь многих мирных жителей того страшного лихолетья.


До самого освобождения нашей многострадальной деревни от немецких захватчиков мы жили в землянках, вырытых в лесу, прятались в болотах. Фашисты сожгли не только дома партизанских семей, но почти всю деревню.


Вырастили меня сестры. Сестра Полина заменила мне мать, выучила меня, помогла получить высшее образование:  в 1959 году я окончила Горецкую сельскохозяйственную академию. Годы учебы в академии запомнились страшной нищетой, поездкой на целину, работой на тракторе, а еще студенческим братством и взаимовыручкой – очень дружно мы жили.


Замуж вышла за одноклассника Якова  Андреевича Шев-цова, который также окончил Горецкую академию (в 1962 году). Работали с мужем в хозяйствах Ельского района. В 1965 году Якова Андреевича поставили директором Волавского совхоза, а я работала главным экономистом в этом хозяйстве. В Валавске мы жили до 1988 года, затем переехали в Ельск.


Вырастили и воспитали троих детей: сын Александр со своей семьей живет в Калининграде, дочь Ирина – в Брянске, младшая дочь Светлана со своей семьей –  в Ельске. Светлана и внучата каждый день меня навещают.


Муж мой умер давно, скоро будет 20 лет, как его нет. Когда мне становится одиноко, я открываю семейный архив, рассматриваю фотографии, вспоминаю всех своих родных – они живут в моем сердце.


Несмотря на пережитые несчастья, Наталья Антоновна сумела сохранить в своей сердобольной душе великую любовь к жизни, к людям. Она всегда относилась с большим уважением, состраданием и симпатией к окружающим, никогда никому не отказала в помощи.


И после выхода на пенсию Наталья Антоновна Шевцова продолжала трудиться. И, что самое поразительное, не гнушалась никакой работы. И сейчас старается быть полезной детям, внукам, племянникам. Она привыкла жить для других.


Жанна Найман.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *