Богутичи славились не только музыкантами…


В один из ясных морозных дней мы отправились в деревню Богутичи, расположенную в восьми километрах от Ельска. Подъезжая к деревне, посреди заснеженного поля мы увидели рыжую лисицу, бежавшую в направлении видневшихся домов. Вдруг она резко остановилась, видимо, испугавшись шума автомобиля, и повернула к лесу.


Деревня в лучах зимнего солнца приветливо распахнула нам свои улицы. Приземистый деревянный дом, в котором живет 82-летняя Александра Федоровна Бугаенко, мы нашли быстро. Словоохотливая хозяйка дома, обрадованная нашим визитом, поведала нам историю родной деревни.


– Когда-то на месте нашей деревни стояли одни хутора, окруженные болотами и лесом. Наша семья жила на хуторе Дертное, где я и родилась. Недалеко от нашего – хутора Дратово, Смолярня, Берестянка, Забозье… Вокруг было более трех десятков хуторов. Земли в основном были болотистые, поэтому мужчины подрабатывали в лесу: заготавливали дрова, выжигали уголь, варили смолу и деготь. Некоторые работали на строительстве железной дороги.


Во время коллективизации хуторян объединили в колхозы. Так постепенно вместо разрозненных хуторов выросла деревня Богутичи, раскинув в разные стороны свои ветви-улицы.


До войны люди жили бедно, летом и зимой в лаптях ходили. А зимы тогда были суровые, похлеще нынешней. Дороги заметет – пройти невозможно. Но в школу за несколько верст ходили, несмотря на сугробы или гололедицу. На ноги накручивали онучи из овечьей шерсти, которые поверх обматывали травой волосень.


В школе сидели по четыре человека за партой, писать не на чем было, но грамоте выучились. Помню учителя нашего Тамашука – уж очень хорошо на скрипке играл.


Богутичские музыканты славились на всю округу: Никита Журавлев, Федор Пинчук и его сын Шура играли на трубе, Федор Шафоренко  – на кларнете, Петрусь Коледа – на гармони. Ох, и музыканты ж были! Нынче таких нет. Хоть и голодно было, но весело. Молодежи много было, собирались на вечерки, ткали, вышивали, песни пели, плясали…


А мастериц сколько было!  Шить, вязать, прясть, ткать, вышивать – все умели! Да и сейчас в нашей деревне много искусных умелиц: Надежда Эммануиловна Васьковская и Тамара Феофановна Раевская очень красиво вышивают крестиком. А какие иконы вышивает Надежда Филимоновна Огнева – просто елей на сердце!


Богутичи всегда славились своими людьми. Во время Великой Отечественной войны более 200 богучанцев воевали на фронте, более половины из них домой не вернулись.
Во время оккупации фашисты сожгли полдеревни. Люди помогали друг другу выжить. В уцелевших домах находили приют многочисленные погорельцы. Наш дом тоже сгорел. Но судьба смилостивилась над нами: с войны вернулся отец (мой отец Федор Кириллович Бугаенко был артиллеристом, дошел до Берлина), построил новый дом…


Второй мой муж Апанас Яфилович Анищенко (1920 г.р.), человек добрейшей души, тоже был фронтовиком: воевал сначала на Витебщине в партизанском отряде, затем, после освобождения Беларуси, в действующей армии. Во время одной из бомбежек был тяжело ранен осколком, целый год пролежал в госпиталях. После лечения его отправили в Казань учиться за офицера, но тут и война закончилась. Домой вернулся спустя год после победы. Мой Апанас честно прожил свою жизнь, честно трудился. Очень лес любил. В детях души не чаял. К моему сыну Виктору как к родному относился. Умер 7 марта 2004 года – Царство ему Небесное.


После войны деревня наша восстановилась, еще краше стала. А работали-то как раньше! И не за деньги (в колхозе тогда не платили), а на совесть. Доброта людьми двигала. Сколько детей-сирот после войны осталось! Но в интернаты мало кого отдали – всем миром, всей деревней растили. У Сыщенко пятеро детей осталось (мать умерла во время родов, отец погиб на войне) – всех в люди вывели, на ноги поставили. У Шафоренко трое детей без родителей выросли. Да, раньше люди дружнее жили, и в радости, и в горе друг друга поддерживали. Правда, и сегодня много добрых людей, но они не так заметны.


Плавный рассказ одной из старейших жительниц деревни Богутичи иногда прерывали чирикающие воробьи за окном. О себе Александра Федоровна скромно умалчивала. А как выяснилось, жизнь ее вовсе не баловала. С 15 лет начала работать. Где и кем она только не работала! Спасаясь от голода, завербовалась на север, работала на лесозаготовках. Вернувшись на родину, трудилась на стройке, в колхозе… Александра Федоровна из тех женщин, которые умеют делать все: и косить, и дрова рубить, и даже трактором управлять. За многолетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда».


Жизнь она прожила в неустанных трудах и каждодневных заботах, сохранив при этом великую любовь к людям, родной деревне, ко всему, что окружает нас.


Жанна Найман.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *