«Мать спасла нас от голодной смерти…»


О страшной трагедии блокадного Ленинграда Ольга Пархоменко, жительница деревни Засинцы, знает не понаслышке. Хотя ей и не было полных шести лет, когда замкнулось блокадное кольцо вокруг ее родного города на Неве, она хорошо помнит пронзительные звуки воздушной тревоги, душные бомбоубежища, постоянный страх и невыносимое чувство голода.


Как только началась война, отец Ольги, Полещук Яков Феофанович, ушел на фронт, оставив дома жену и троих маленьких детей (самому младшему Виталику не было и полгода). Домой он больше не вернулся: погиб под Ленинградом.


 – Одному Богу известно, как удалось моей матери, Жуковой Вере Алексеевне, сберечь нас в страшно холодную и голодную зиму 1941 года, – рассказывает Ольга Яковлевна. – В ту зиму люди умирали прямо на улицах города, не успевали хоронить. Многие от голода с ума сходили: ели кошек, собак…


Мама нас оберегала от всех бед. Все, что можно было, продала на толкучке, чтобы нас прокормить. Несмотря на все ужасы блокады, мы (я и мои младшие братья Володя и Виталик) выжили. В 1942 году нас вместе с мамой через «дорогу жизни» (Ладожское озеро) вывезли на «большую землю». Мы остались живы благодаря маме, которая пожертвовала своим здоровьем ради нас, детей. После войны мама тяжело болела, долго лежала в больнице, а нас поместили в детский дом, где мы были до 1952 года. Там я окончила 7 классов, после чего поступила в ФЗУ рыбной промышленности. Окончив училище, работала на рыбном комбинате «Пищевик». Вышла замуж, родила дочь (она живет в Архангельске). Но семейное счастье мое было недолгим. Муж заболел воспалением легких и умер, а я осталась одна с дочкой. Спустя какое-то время устроилась на работу в одну из воинских частей, где и познакомилась со своим Лукьяном Иосифовичем, который служил техником на военном аэродроме. После демобилизации он предложил мне выйти за него замуж. Так я и попала в Беларусь, на родину мужа (Лукьян Иосифович Пархоменко родом из деревни Гриши).


В Засинцах мы живем с 1980 года. Здесь у нас родилась дочь Нина (работает начальником Засинцевского почтового отделения). Здесь мы построили дом. Всю жизнь держали большое хозяйство, огороды сеяли. Правда, сейчас уже силы не те, чтобы хозяйством заниматься. Но все равно стараемся быть полезными детям, внукам. Мои любимые внучата меня всегда развеселят, порадуют – я с ними просто цвету.


Братья мои живут в Санкт-Петербурге, который для меня остался все тем же любимым многострадальным Ленинградом.


Не дай Боже никому увидеть то, что пережили мы в блокадном Ленинграде.


Жанна Найман.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *