Я хорошо помню Ковпака

Общество

Бывшая партизанская медсестра Мария Бардашевич до мельчайших подробностей помнит свое пребывание в одном из отрядов 37-й Ельской партизанской бригады, помнит встречу с легендарным партизанским командиром Сидором Ковпаком.

DSC_8750
– Это было во второй половине ноября 1942 года, – вспоминает Мария Демьяновна. – Наш отряд стоял в лесу, недалеко от д. Мелешковичи (Мозырский район).
Снег уже выпал, поэтому нам не разрешали разводить костры: по кострищам немцы легко могли определить местоположение партизан. Тем более что в Махновичах (Лельчицкий район) находился многочисленный жандармский участок.

Было очень холодно. Помню, мы уснули в палатке с Радько Евдокией, а утром не могли выбраться – завалило снегом…

Однажды утром в лагерь пришел связной из Мелешкович и сообщил, что в деревню наехало много людей в гражданском и в военном обмундировании. Некоторые были в немецкой форме. По его словам, вооружены прибывшие были хорошо, даже орудия имелись. Наш командир отправил в Мелешковичи разведчиков, но в назначенный час те не вернулись. Вторая группа разведчиков тоже задержалась. Тогда командир отряда Антон Степанович Мищенко отправился сам с группой надежных людей. Спустя некоторое время пришел посыльный и сказал, чтобы наш отряд сворачивался и отправлялся в Мелешковичи, где расположилось партизанское соединение генерал-майора Сидора Ковпака.

В Мелешковичах нас разместили по домам, где мы наконец-то смогли согреться и хорошо выспаться. Будучи партизанкой, я никогда не ложилась спать на полу, а спала обычно сидя, закутавшись в ватное пальто.

Наш отряд на время влился в состав 5-го батальона ковпаковского партизанского соединения (4 месяца мы воевали вместе с Ковпаком). Как мы потом узнали, ковпаковцы шли на запад громить коммуникации правобережной и Западной Украины. Это был знаменитый Карпатский рейд. В ковпаковском соединении было около двух тысяч человек, батарея орудий, десятки минометов, полторы сотни пулеметов. Мы о подобном вооружении даже мечтать не могли.

Наши партизаны участвовали в боях наравне с отчаянными, закаленными в сражениях ковпаковцами. Я очень хорошо помню бой в Глушковичах, который длился несколько часов. Было много раненых, и мы еле успевали их перевязывать. Восьмерых человек не досчитался наш отряд после этого страшного боя, в числе погибших был и мой односельчанин Павел Титов. В этом бою погибла медсестра Анастасия Тихонович из Скородного. (Ее окровавленный комсомольский билет хранится в музее Великой Отечественной войны в г. Минске). Погибших товарищей мы похоронили в Капищах (Украина). После войны на могиле партизан был установлен памятник.

С Ковпаком мы дошли до Красного озера. На озере расчистили лед, и получился «аэродром», на который садились самолеты, доставлявшие с «большой земли» боеприпасы и медикаменты. А обратными рейсами мы отправляли раненых. Один из самолетов из-за поломки не смог взлететь, об этом вскоре узнали немцы и начали бомбить наш «аэродром» и близлежащие деревни. В то время я тяжело болела тифом и находилась в одной из деревень, прилегающих к Красному озеру. Возле дома, где лежали больные и раненые, разорвался снаряд – вспыхнул пожар. Нам пришлось из горящего дома выбираться через окна. Но судьба уберегла меня тогда…
Сколько всего было – не пересказать! Несколько месяцев наш отряд успешно продвигался на запад вместе с Ковпаком. В конце февраля мы получили приказ покинуть соединение Ковпака и вернуться в Ельский район. И мы вынуждены были распрощаться с ковпаковцами.

Сидор Артемьевич Ковпак был выдающимся командиром. Его простые, проникновенные речи я до сих пор хорошо помню. Об его успешном Карпатском рейде, во время которого был нанесен сокрушительный удар по гитлеровским коммуникациям и живой силе противника, до сих пор легенды ходят. Недаром Гитлер лично отдал приказ рейхсфюреру СС Гиммлеру уничтожить «банду Ковпака». За голову Сидора Артемьевича гитлеровцы обещали 100 тыс. золотых. Но, к счастью, им не удалось заполучить Ковпака, который сорвал переброску танковых подкреплений к Курской дуге.

Вернуться на Ельщину без потерь нашему отряду не удалось. На обратном пути нам не раз приходилось вступать в бой с немецкими оккупантами. Прибыв на место, наш отряд продолжил устраивать засады на шоссейных дорогах, диверсии на железнодорожных путях, громить вражеские гарнизоны…

Ирина Дарина



1 комментарий по теме “Я хорошо помню Ковпака

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *