До победы оставалось несколько дней…

Общество

Разбирая старые, на первый взгляд, ненужные вещи, часто можно найти очень интересное – дорогие сердцу и памяти предметы, исторически значимые документы, пожелтевшие, выгоревшие, но очень теплые памятные фотографии, в том числе и тех, кто мужественно защищал нашу Родину от врагов, но кому не суждено было вернуться живым…

6
В апреле, как раз накануне приближающегося праздника Победы, в редакцию «Народны голас» поступил звонок от жительницы д. Ремезы Марии Лукьяновны Сыч, которая, разбирая старые вещи, случайно нашла важные для нас, ныне живущих, военные документы и солдатские письма-треугольники гвардии лейтенанта Александра Григорьевича Куприенко (прим. авт.: родные его всегда называли Алексеем, под таким именем до сих пор вспоминают… В документах и в конце личных писем, попавших в редакцию, указано имя Александр, поэтому мы будем называть героя так).

Его письма 1944–45-х гг., которые он регулярно отсылал родителям по адресу: Полесская обл., Ельский р-н, Ремезовский с/с, д. Движки, – нам посчастливилось прочитать.

Ни один учебник истории не сможет передать те эмоции и чувства, с которыми прикасаешься к этим пожелтевшим от времени листочкам. Держишь в руках и понимаешь, что это живая история, написанная не просто хорошим историком-ученым, а реальным человеком, солдатом, который воевал, который частенько писал свои письма прямо из окопов, из госпиталей и рассказывал только о том, что видел и чувствовал сам…

В семье Григория Борисовича и Натальи Куприяновны Куприенко из д. Движки выросло четыре сына – Николай, Александр (Алексей), Иван и Адам. В годы войны старший Николай проходил военную службу в должности рядового в воинской части 37663, а младшие, Иван и Адам, помогали родителям дома.
Александр Куприенко все свои письма начинал примерно так: «Здравствуйте, дорогие родные и родители, папаша и мамаша, братья Иван и Адам. В первых строках моего небольшого письма спешу сообщить о том, что в настоящее время пока еще жив и здоров…» А дальше в каждом письме начинал подробно описывать происходящие с ним события…

Письмо-треугольник от 20.06.1944 г.: «…Я сейчас готовлюсь к грядущим боям и сраженьям, которые предстоят в неделю будущую. А вы о них помните, потому что держать невозможно дальше, чтоб фашистские гады топтали нашу советскую землю, облитую потом, и разрушали наш труд, который мы положили за период существования нашей советской страны. Я уже вам писал в прошлом письме, что свою учебу окончил удачно и получил звание офицера, чем, конечно, нужно гордиться.

Это большое достоинство быть советским офицером… Пишите мне почаще письма, мне будет веселее, буду знать, как вы там живете и как ваши дела. На сегодняшний день я хочу вас попросить, чтоб вы мне написали, как у вас обстоят дела с хлебом и в общем с продовольствием…» В конце почти каждого письма Александр с заботой спрашивал у родных, как они живут, регулярно ли получают деньги, которые он им по возможности отсылает…

Письмо-треугольник от 16.07.1944 г.: «В первых строках моего небольшого письма спешу написать о том, что в настоящее время нахожусь в боях, но пока еще жив и здоров. Со здоровьем хорошо, но со смертию встречаюсь очень частенько, но все же призываю ее уйти. Вперед на Запад – освобождать свою территорию от немецких захватчиков! Я за тот период с 23 числа на сегодняшний день прошел много, и все на своих ногах, с боем пришлось много перенести трудностей. Но с этим считаться не приходится, потому что наши братья ждут освобождения от немецкого ига… До свидания, дорогие, остаюсь жив и здоров, того и вам желаю! Нахожусь на территории Латвии, далеко-далеко от вас, пишите быстрее, жду с нетерпением, от вас давно не получал писем, не знаю, почему…» На этом письмо не заканчивается. Чуть ниже текст продолжается, но написан уже совсем другим почерком – сумбурным, размашистым, быстрым, неровным: «Писать больше нечего. Вот сижу в окопе, вокруг свист пуль, взрывы снарядов. Солнце на закате, погода замечательная. Только вперед – на Запад! За полный разгром врага! Александр».

Среди солдатских писем гвардии лейтенанта Куприенко нашлось удостоверение, выписанное от 15.08.1944г. на его имя, в котором значилось, что он состоит на военной службе в Красной армии с 10 июля 1941 года, а на фронтах Отечественной войны находится с января 1942 года. А это значит, что он ушел на фронт с самых первых дней войны…

Письмо-треугольник от 22.09.1944 г. называется «Привет с фронта Латвии»: «…пока еще жив и здоров. Нахожусь на самой передовой линии, сижу в окопе. Вчера получил высокую правительственную награду – орден Красного Знамени, да и притом еще послали на повышение в офицерском звании. Воюем, дела пока что неплохие. Передо мной поставлено решить большие задачи в недалеком будущем, поэтому хочу вас просить. Если со мной что-либо случится, то прошу не забывать своего родного сына и брата. Если пройдет все благополучно, то через пару дней ждите следующего письма с успехами. На том пока до свидания, остаюсь жив и здоров, ваш сын и брат Александр. Дорогая мама, а тебя прошу, чтобы обо мне не расстраивалась, а то вы и так слабого сердца, а если еще будете расстраиваться, это будет плохо влиять на ваше здоровье. Вот и все. И прошу отца, пусть не обижается, что когда-то его не слушал. Пусть помнит, какой я был в последний раз нашего свидания. Вот и все. Крепко вас всех целую и желаю быть счастливыми и здоровыми, ваш сын Александр. 10 часов вечера 22.09.44 года…»

Письмо-треугольник от 14.10.1944 г. – «Привет с фронта Литвы»: «… Нахожусь на фронте с 5 числа по сегодняшний день, все время участвую в боях, приходится часто встречаться с большими трудностями. Даже грозила опасность для жизни, но еще жив и невредим, и бью проклятую немчуру, освобождаю советскую Прибалтику от фашистской мрази. Еще пару слов о своей жизни. В данное время пока живу неплохо, кушать достаточно… Но пить я остерегаюсь, а то пьяному ничего не страшно и море по колено, и тогда можно погибнуть из-за ничего, а только по своей глупости. Правда, кушать все кушаю: сало, мясо, масло, мед, конфеты, шоколад. В общем, для себя ничего не жалею. Курить не курю, потому что не нахожу нужным. Еще хочу сообщить такую новость – получил два ордена. Один – Красного Знамени, второй – Красной Звезды… Еще сообщаю, что вам выслал 600 руб. денег, и вас прошу сообщать, или получили мои деньги 1200 руб…17 часов вечера».
Осенью 1944 года отцу Александра от командования и политотдела Н-ской Гвардейской Краснознаменной части пришло письмо, в котором его поздравляли с 27-й годовщиной Великой Октябрьской революции и говорилось об успехах советской армии: «Славный праздник Октября в этом году наша Родина встречает в условиях величайших успехов на фронтах Отечественной войны. Доблестные воины Красной Армии вышибли немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей Родины и громят их в Восточной Пруссии – берлоге врага». Также там было написано следующее: «Можете гордиться своим сыном Сашей, отважным воином Сталинской Гвардии. Он с честью выполняет священную клятву перед Родиной – Военную Присягу и, как истинный патриот отчизны, сражается с врагом, не щадя собственной крови и жизни. Примите нашу сердечную за него благодарность…» Отец был горд, что вырастил мужественного и храброго солдата. Только он ждал и мечтал о том, чтобы сын обязательно вернулся домой живым…

Письмо-треугольник от 13.01.1945 г. Александр Куприенко писал из госпиталя: «…в настоящее время пока что жив, но здоровье мое пока не в порядке. Нахожусь в госпитале на излечении и за последнее время почувствовал себя немного получше, чем несколько дней тому назад. Опасного ничего нет, так что пугаться не приходится. Я вам несколько дней тому назад послал одно письмо, не знаю только, получили вы его или нет, но от скуки решил еще черкануть пару слов о себе… От вас писем давно не получал в виду моего выбывания из части. Но ничего, когда вылечусь и возвращусь в часть, тогда сразу все получу… Погода пока теплая, мороза и снега нет. Жизнь разнообразная, но очень скучно, устаешь, но ничего не поделаешь – война. Как-нибудь будем добивать проклятого зверя и тогда возвращаться домой с Победой!»
Письмо-треугольник от 2.02.1945 г.: «…пока что жив и здоров, здоровье мое в данное время благополучное и чувствую себя пока что неплохо, так что обижаться не приходится. Пару слов о себе, живу пока помаленьку, как говорится, не спеша, но немцев бью по крепенькому. Стараюсь не отставать от своих товарищей, их счет (прим.ав.: немцев) у меня с каждым днем все увеличивается, как говорится, растет. Но и должен вам буду сказать, что дни, когда закончится круглою цифрой этот счет, будут в мужественном бою на реке Шпрее…»

Среди писем, временных военных удостоверений и других документов была маленькая вырезка из газеты времен Великой Отечественной войны «Вперед» от 6 марта 1945 года. Ее Александр прислал домой в одном из своих писем. В небольшой заметке говорилось о том, что его рота хорошо себя проявила при встрече с врагом: «Вчера батальон гвардии майора Славгородского с боями продвигался вперед. Продвигаясь вперед, рота гвардии старшего лейтенанта Куприенко натолкнулась на огневые позиции немецкой минометной роты. Завязался рукопашный бой. Часть немцев была уничтожена, остальные отступили, оставив у минометов более тысячи мин…»
Казалось бы – уже март 1945 года. До Победы оставалось всего чуть-чуть! Последние наступления, последние сражения – и можно будет наконец вернуться домой…

Александр Куприенко прошел всю войну, а до Победы не дожил совсем немного. Его племянница вспоминает, что отец (брат Иван) рассказывал, как уже в начале мая во время одного из боев Александр выносил на себе раненого, в тот момент вражеская пуля его и настигла…

Родным пришла похоронка. На наш взгляд, это один из уникальных документов, написанный в духе тех военных лет. О том, чтобы не получить его, молилась каждая семья, которая ждала сына с войны. Текст похоронки уже еле виден, кое-где появились дырки. Но, пока есть возможность прочитать, мы цитируем ее полностью:
«Уважаемая, Наталья Куприяновна. Ваш сын гвардии лейтенант Куприенко Александр Григорьевич был знатным воином нашей части, любимый, бесстрашный, мужественный товарищ – краса и гордость всех Советских Воинов – пал смертью храбрых в бою с кровавым врагом – немецкими захватчиками. Он с великой ненавистью уничтожал немецких фашистов и не раз ходил в атаку на озверевшего врага, он всегда выходил из боя победителем – но вражеская пуля настигла его.

Горный орел, гордый и мужественный сокол народов Советского Союза, отважный сын Родины, воспитанник партии Ленина-Сталина, он дрался героически, бил и расстреливал из своего любимого советского оружия первого попавшего немца. Он никогда не унывал ни в каком бою, был всегда бодр и настойчив в достижении поставленных задач командиром в победе над врагом. Он погиб как доблестный сын Советского Народа.

За проявленное мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками товарищ Куприенко А.Г. награжден орденом Отечественная война I степени.
В сложных боях он не терялся, был уверен в своих силах, в своей энергии и большевистской настойчивости. В минуту трудной, тяжелой обстановки он был всегда веселый, с песней, он дрался и боролся за Родину, за наше Отечество и за нашу Социалистическую Родную страну.

Товарищ Куприенко А.Г. погиб легендарным героем Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Письмо пришло за подписью командира 196-го гвардейского стрелкового краснознаменного полка гвардии подполковника А.А. Папирова.

Похоронен гвардии лейтенант Александр Куприенко в братской могиле в г. Лиепай (Латвия). (Прим. авт.: однако родственники рассказывают, что на мемориальной плите он подписан следующим образом: «рядовой Алексей Куприенко».) Его племянница Марта сейчас живет в Риге. Она, как и вся большая семья Куприенко, помнит об этом честном воине, который отдал жизнь за то, чтобы сегодня мы жили мирно и счастливо. Поэтому Марта регулярно приезжает на общую могилу, где похоронен ее дядя, отдавая ему дань памяти и уважения…

Чем больше времени проходит с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, к сожалению, тем меньше в живых остается ее участников и очевидцев. А подлинные военные документы, солдатские и материнские письма, и любая информация тех лет, которая сохранилась, сейчас действительно на вес золота. Поэтому если у вас есть старые эксклюзивные вещи или документы, которые остались от ваших дедов или прадедов, перед тем как что-то выбрасывать, пожалуйста, будьте внимательны. Возможно, в ваших руках окажутся ценные вещи, которые справедливо будет сохранить и передать нашему будущему поколению…

Алина Буравкина



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *