Александровцы своим ремеслом славились

Год малой Родины Личности

О красивом и звучном названии своей деревни жители Александровки никогда не задумывались. Знают, что возникла деревня в конце XIX столетия как хутор Мелешковичской волости и называлась Заклетень.

Старожилы говорят, что Александровкой стали называть деревню в 30-е годы прошлого века, когда со всей округи сселяли хуторских (в результате коллективизации хуторские поселения были ликвидированы). Перед войной в Александровке насчитывалось 76 дворов, проживало 276 жителей.

– Я еще помню, как деревню нашу называли Заклетень (название, говорят, произошло от урочища Клетное), – рассказывает местная жительница Нина Крючко. – Раньше у нас были начальная школа, клуб, магазин, колхоз «Большевик»… Ферма животноводческая и птичник, где гусей разводили. Даже узкоколейка была, по ней из леса дрова вывозили…

– Слышал, что узкоколейку эту военные проложили, – заметил муж Нины Филимоновны Владимир Крючко. – По ней подвозили стройматериалы для строительства Мозырского укрепрайона. Тогда по всему периметру западной границы СССР возводились доты, позже эти оборонительные сооружения стали называться «Линией Сталина». После того как Западная Белоруссия присоединилась к БССР, узкоколейку передали в пользование леспромхозу (по ней вывозили лес).

Владимир Иванович, уроженец д. Копанка, сожженной фашистами в июле 1942 года вместе с людьми, давно считает Александровку своей родиной. Здесь он нашел свое счастье, построил дом, вырастил троих детей… Жена его, Нина Филимоновна, – коренная александровчанка. В Александровке она родилась, выросла, вышла замуж, трудилась и поднимала на ноги детей, радовалась их успехам, рождению внуков, потом правнуков…

Владимир Крючко до выхода на пенсию трактористом работал в колхозе «Партизан», административный центр которого находился в Ремезах, а Нина Филимоновна – в полеводческой бригаде.

– Кукурузу пололи, лен рвали, – рассказывает сельчанка, – картошку копали, тюки неподъемные на телегу грузили… И все вручную делали, а в бригаде нашей в основном женщины были. Наработавшись в поле, домой спешили – хозяйство кормить, поить. Мы с Володей по две коровы держали, по нескольку свиней, много кроликов, гусей, уток… И все успевали, и как-то все легко, весело получалось. А теперь у нас кот, собака да три курочки…

Деревня наша всегда людьми славилась. Люди у нас в Александровке очень добрые, трудолюбивые. Раньше, почитай, в каждом доме свой умелец был. Так, например, Надя Петрухно на всю округу ремеслом славилась – разноцветные покрывала (у нас их постилками называли) ткала. Кто ни попросит, всех учила… Наши женщины все умели ткать, прясть, вышивать… На вечерки собирались. При свете керосиновых ламп шили, вязали, песни пели, танцевали…

– А какие кошели плел Павел Пальчевский – просто загляденье! – воскликнул Владимир Крючко. – И бондарь он был знатный – его бочонки, кадки, шайки, подойники, ухваты… у каждой хозяйки в обиходе были. И кузнецы александровские своим мастерством славились – особенно Яков Емельянов, а до войны, говорят, тесть мой Филимон. Плотники – Моисей, Демьян, дед Максим… – не только в Александровке, но и в других деревнях столько всего настроили, что люди до сих пор их добрым словом вспоминают.

– И дядька наш, Лукьян Прохоров, был мастером на все руки, – продолжила Нина Филимоновна. – Плодовые деревья прививал – в этом деле, как никто, преуспевал, печи знатные клал…
Многими ремеслами владел Владимир Бычковский, наш долгожитель. В пчеловодстве ему не было равных. Он все-все умел делать. Владимир Емельянович 104 года прожил, оставил о себе, как и все наши александровские мастера и умелицы, добрую память.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *