Софью Прищеп и ее родных спас от смерти красный командир

Личности

Уроженка д. Богутичи Софья Федоровна Прищеп (1930 г. р.) прожила нелегкую, полную драматических событий жизнь. Но, несмотря на все невзгоды и горести, она сохранила в своей душе безграничную любовь к людям и всему живому на земле.

С Софьей Федоровной мы встретились в квартире ее дочери Нины Малишевской, где она набиралась сил после продолжительной болезни. С первых же минут разговора мы перенеслись в далекие военные годы, когда жители Ельщины страдали под гнетом и репрессиями немецких оккупационных властей.

– Отец, Федор Михайлович Шафаренко, с первых дней войны ушел на фронт, а мы, семеро детей – мал мала меньше – остались с мамой и бабушкой, – начала свой неспешный рассказ 89-летняя женщина. – В конце осени мама заболела и умерла, оставив нас (самой младшей сестре Наде было всего 6 месяцев) на попечение престарелой бабушке.

Никогда не забыть того ужаса, который тогда пережили. Кто-то из односельчан, чтобы облегчить участь бабушки, предложил похоронить вместе с мамой нашу малютку. Мы, дети, стали плакать, кричать, просить этого не делать. Но на нас никто не обращал внимания. Когда же стали опускать гроб в могилу, где с мамой лежала наша младшая сестренка, мы подняли такой вой, что нашу малышку тут же достали и отдали нам. Потом ее взяла к себе наша тетя, мамина сестра София, у которой и свои были дети. Она нашу малышку, да и нас всех, всю войну смотрела. Во время карательных операций, когда люди прятались в лесах, по болотам, тетя Соня привязывала Надю платком к спине и за собой носила. Так и сберегла ее от неминуемой гибели. Зато какой красавицей выросла наша Надя! Сейчас она живет в Москве…

Вслед за мамой вскоре умерла, заболев тифом, и наша бабушка. Но мы не пропали, не умерли от холода и голода – нас спасли односельчане, партизаны и командир Красной Армии. Люди нашего села подкармливали нас. А когда о нас узнали партизаны, то стали передавать нам хлеб, картошку и теплые вещи.

Ох, и добрые были у нас люди в Богутичах! Всегда помогут, последним куском хлеба поделятся. Никогда не забуду, как мы, малые, сидим на колодках, а с полевых работ возвращаются сельчане. И кто бы мимо ни шел, каждый нам из кармана или фартука картошину или вареное яйцо достает и в руки дает. Такое разве забудешь?!

Пока мы выживали в куренях и землянках, укрывались в лесах от полицаев и немцев, батька наш на фронте сражался. Когда линия фронта приблизилась к Беларуси, отец стал просить командира отпустить его в родную деревню, чтобы узнать, живы ли его дети и жена. Но командир не отпустил, сказав: «Если по дороге домой тебя убьют, кто ж твоих детей вырастит и на ноги поставит!»  Когда же он узнал, что мы остались без матери, то приказал каждую неделю нам посылать продовольствие. В посылках были тушенка, сухари, сахар… и даже конфеты. Те командирские посылки спасли нас от истощения и помогли выжить. Я всегда молюсь за того доброго командира Красной Армии, который заботился не только о своих солдатах, но и об их детях. Светлая ему память (жаль, не запомнила имя командира).

Слава Богу, отец вернулся с войны живой и невредимый. Немного оправившись от увиденного – вокруг одни пепелища (наши Богутичи почти полностью были сожжены, а люди жили в землянках), он с нашей помощью отстроил дом, в который потом привел новую жену. У мачехи своих было двое детей, потом она еще двоих родила…

После войны восстановили колхоз, возродили Богутичи… Мы выросли, устроились на работу, создали свои семьи… Я очень благодарна родным и всем моим односельчанам, которые помогли нам встать на ноги.

Замуж я вышла за соседа, как говорится, перешла только улицу. Муж мой покойный был очень добрым и заботливым. Мы с ним душа в душу жили, вырастили двух дочерей (одна в Ельске живет, вторая – в Подмосковье).

Пока были силы и здоровье, жила в Богутичах, хозяйство большое держала, но вот уже 20 лет, как здесь, в Ельске. Дочка Нина и внуки обо мне заботятся.

По словам Нины Михайловны, бабушка Соня и сама обо всех печется, переживает, старается хоть чем-нибудь помочь. Она постоянно находит себе полезное занятие: то шьет или вяжет (раньше вышивала – вышивками весь дом ее в Богутичах украшен). А еще и в огороде старается помочь или во дворе порядок навести. Оправдываясь, Софья Федоровна призналась, что, когда  она работает, забывает обо всех недугах – труд скучать и болеть не дает.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *