Петр Феськов, парень из ельской деревушки, прошел через четыре концлагеря: Дахау, Заксенхаузен, Дуйсберг, Дюссельдорф…

Великая Победа Обратная связь Общество Проект "НГ": Вспомним всех поименно

В редакцию газеты «Народны голас» позвонил житель д. Еремино Гомельского района Александр Трофимов и рассказал о своем героическом дедушке, участнике французского Сопротивления.

– Мои корни на Ельщине, – начал разговор Александр Васильевич. – Бабушка по материнской линии родилась и выросла в д. Жуки, где до войны жила со своей семьей. Мой прадед Василий Феськов был мастером на все руки, да и все в нашем роду славились своим трудолюбием и ремеслами. А двоюродный дедушка, бабушкин родной брат Петр, был участником французского Сопротивления.

Петр Феськов

Вот о нем, Петре Васильевиче Феськове (1924 г.р.), уроженце д. Жуки, о его полной трагизма судьбе и героической борьбе с фашистскими оккупантами на территории Франции я и хочу вам рассказать.

Участие белорусов во французском движении Сопротивления до сих пор является малоизвестной страницей Второй мировой войны. Между тем, на французской земле с фашистами сражалось более 35 тыс. советских солдат. В годы войны во Франции действовали десятки партизанских отрядов, состоявших из русских эмигрантов и советских солдат, бежавших из плена. Они самоотверженно сражались с гитлеровцами вместе с французскими патриотами.

Петр Феськов практически ничем не отличался от своих сверстников. Так же, как и другие ребятишки, любил играть в лапту, купаться в речке, ловить вьюнов в Чертене… Когда оккупанты захватили Ельщину, ему еще 17 лет не было. Он страшно переживал, что не может дать отпор врагу, что вынужден подчиняться драконовским законам оккупационных властей.

Летом 1942 года он вместе с отцом метал стожок за сараем, как послышались женские крики и громкая чужая речь. Во двор к Феськовым нагрянули полицаи с новыми хозяевами, возомнившими себя сверхчеловеками. Они забирали молодых людей для угона в Германию, чтобы пополнить очередной партией поредевшие ряды славянских рабов.

Петру в то время едва исполнилось 18 лет. В его юном сердце сразу же вспыхнул протест. «Бежать, во что бы то ни стало бежать», – молнией сверкнула мысль в горячей голове. Однако побег не удался. Его поймали и жестоко избили. Избитого до полусмерти, окровавленного бросили в вагон, где находились такие же пленники, как и он.

Петр Феськов прошел через четыре концлагеря: Дахау, Заксенхаузен, Дуйсберг, Дюссельдорф… Он несколько раз пытался бежать, но на враждебной чужой территории шансов затаиться и выжить не было никаких. Его ловили, жестоко избивали и переправляли в другой, еще более страшный концлагерь…

Парень из ельской деревушки прошел все круги ада, но не сломился, не растерял своего человеческого достоинства. За дерзкий характер и бунтарскую натуру фашисты щедро «наградили» его знаками отличия – нашивками на полосатой робе: красным треугольником и буквой «Р», которыми помечали политических и непокорных, склонных к побегу узников.

Весной 1944 года, когда хребет фашистского зверя под натиском советских войск, теснивших его на восточном фронте, вовсю трещал, Петра Феськова вместе с другими узниками посадили в товарняк и отправили в Германию. По пути белорусу и бывшему польскому журналисту удалось выломать в вагоне доски и спрыгнуть с поезда на ходу. На этот раз побег увенчался успехом. На одном из хуторов в окрестностях французского города Дижон беглецам подсказали, где находятся партизаны.

В партизанском отряде Петра и его товарища приняли с радостью. Командир отряда француз Андре Невиль доверил Феськову пулемет. Петр быстро научился метко стрелять из пулемета и другого оружия, а вскоре стал понимать и французский язык. Французы удивлялись силе и выносливости белорусского парня, восхищались его бесстрашием. Петр Васильевич участвовал в нападении на немецкие колонны и гарнизоны, в подрыве мостов и дорог…

Французских партизан называли «маки», так как действовали они в основном в горных районах Бретани и южной Франции, где весной красным-красно было от мака. Этот ярко-красный цветок символизировал свободу и торжество жизни.

После изгнания оккупантов с территории Франции командование союзных войск переправило Петра Феськова и других участников Сопротивления на советскую сторону, где герой партизан тут же попал под перекрестный огонь сотрудников НКВД. Унизительные допросы, фильтрационный лагерь в Одессе, ссылка на Дальний Восток, где вместе с пленными японцами разгружал ящики с рыбой… Все это сказалось на его эмоциональном состоянии, а впоследствии и на здоровье.

На родную Ельщину возвратился Петр Васильевич только в 1949 году. Жил скромно, ничего не требуя и ни на что не надеясь, трудился на благо семьи и родины. Он очень любил родную землю.

Петр Феськов со своей семьей долгое время жил в д. Новая Рудня, работал учителем в школе… После аварии на Чернобыльской АЭС Феськовы переехали под Гомель…

И только спустя почти 60 лет после победного 1945 года отважный пулеметчик французского партизанского отряда получил удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Этому важному для него моменту предшествовали бандероль и письмо от Московской ассоциации ветеранов французского Сопротивления. В бандероли лежали две награды: почетный Крест бойца – добровольца Сопротивления и юбилейная медаль «В честь 50-летия освобождения Франции от гитлеровских оккупантов во Второй мировой войне 1939–1945 гг.».

Мой двоюродный дедушка, уроженец Ельщины Петр Васильевич Феськов заслуживает доброй памяти. Я думаю, ельчанам и жителям района будет интересна его история.

Материал опубликован в газете «Народны голас» от 22 июля под заголовком «Прошел все круги ада, но не сломился»

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *