В 2009 году Национальный академический Большой театр оперы и балета распахнул свои двери после самой масштабной в своей истории реконструкции. Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в торжественном открытии обновленного здания, посетил репетиционный зал и помещения, которые обслуживают сцену. С этого момента у Большого театра началась новая жизнь.

В 2006 году началась масштабная реконструкция и реставрация. В рекордно короткие сроки, за три года, в театр вдохнули новую жизнь.
Сейчас с уверенностью можно сказать: оно того стоило. Спектакли проходят с аншлагом. Билеты нужно покупать заранее. Одна из основных фишек — сердце театра сцена.
«Если говорить о том, чего зритель ждет, глядя на сцену, то это огромный трансформер. Размером более 600 кв.м, который соответствует всем современным требованиям и любым вкусам режиссеров, сценографов. Речь идет о том, что для балетных танцовщиков есть своя сцена — так называемые фуры. Есть обычная оперная сцена. Есть фура с бегущей дорожкой, есть то, что необходимо в театре для осуществления так называемых «визуальных чудес». Появление артистов, специальные площадки, которые имеют внутренние лифты и пространство, в которое можно уйти, — это более 14 м», — подчеркнула генеральный директор Большого театра Беларуси, обладатель медали Франциска Скорины Екатерина Дулова.
«Для зрителя сделано абсолютно все. Зал, который стал немножко амфитеатром, это всегда добавляет удобство восприятия. Сцена, которая наклонилась к зрителю на четыре градуса. И наши балетные танцовщики иногда задавали вопрос: что это, это не всегда удобно и привычно для них. Но наши танцовщики это препятствие преодолели, это не вызывает неудобств», — отметила Екатерина Дулова.
Самое современное звуковое и световое оборудование. Специальные приспособления, на которые крепятся кулисы и декорации, — это пятьдесят уровней размещения всевозможных конструкций, мягких декораций. Все это может подниматься, уезжать и приезжать одновременно.
«Зато теперь мы имеем сцену, которая позволяет ставить, воплощать все идеи режиссеров, даже самые смелые», — дополнил солист оперы народный артист Беларуси Владимир Громов.
Идеи режиссеров зрители оценили по достоинству. И проголосовали, как говорится, рублем. Зал полный — билеты проданы.
«Сейчас у нас новый этап развития нашей культуры, оперы. С обновлением театра пошли спектакли другой эстетики. У нас публика вернулась в залы, мы видим полные залы. Мы видим обновленный интерес к нашему искусству», — сказал Владимир Громов.
«После реконструкции у нас стала отдельная балетная фура, которая заезжает и опускается в уровень пола. Конечно, на ней никаких люков уже невозможно открыть. Там специальное покрытие положено», — дополнил Антон Кравченко.
Реконструкция предусматривала несколько этапов. Площадь увеличилась почти на 9 тыс. кв.м. Стало больше места для цехов и различных служб.
«За столь короткое время мы фактически возродили то, что теряли столетиями. Это стало возможно благодаря вам, людям культуры — креативным, преданным своей профессии, государственно мыслящим. То, что вы сделали, и то, что создаете сегодня, останется в истории. И во многом от вас зависит, какой она будет эта история нашей молодой независимой республики. От вас зависит, продолжат ли в будущем белорусы так же гордиться своей страной, своим прошлым. Останется ли Беларусь самобытной и узнаваемой в мире, где на наших глазах стираются грани между национальными культурами. А главное, что сегодня особенно актуально, сохраним ли мы нашу уникальную национальную особенность — нравственную чистоту. Все это — базовые ценности, на которых строится независимое государство», — отметил глава государства на церемонии награждения работников культуры в Большом театре 3 июля 2022 года.
«Я помню, еще ребенком приходил в театр и думал: а вот здесь есть лепнина, а вот тут нет лепнины. А вот здесь она позолочена. А здесь нет. Я спрашивал у мамы, а почему так. Почему, когда ты идешь, все скрипит, все старое. Безусловно, сейчас зритель, когда приходит в театр, чувствует, что пришел в национальную гордость страны», — подчеркивает Антон Кравченко.
«Здесь есть такая пафосная, настоящая академическая атмосфера высокого академического искусства. Я, поверьте, была в ряде театров, и мне это напоминало такие далекие годы, когда можно было ничего не ремонтировать и вообще не понимать, что это оперный театр. Куда могли приходить в пальто, есть кукурузу в зале и т.д. У нас, конечно, другого содержательного свойства зал, который не предназначен для такого бытового использования», — сказала генеральный директор Екатерина Дулова.
Предсказать вкусы публики невозможно. Но традиционно классические балеты занимают первые позиции. Рекорды бьют, например, «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот». В то же время возрос интерес к современной хореографии.
«Это уже не сказка, не волшебство. Такие реалии. Такими являются сегодня «Иллюзия любви», «Анна Каренина». Балеты, где больше молодежи. Они репрезентируют состояние белорусской хореографической школы. Если говорить об операх, то это вечная классика «Кармен», «Князь Игорь» и, что для нас очень важно, востребована опера на сочинение Владимира Короткевича » Дзікае паляванне караля Стаха» — опера Владимира Солтана. Зал сегодня полон. Это национальное явление, уникальное по своим сценическим качествам, по реализации», — подчеркнула Екатерина Дулова.
Все хотят заглянуть за занавес, увидеть, как происходит создание спектакля. Это все равно что узнать секрет фокусника. Для таких любознательных зрителей в театре запустили проект «Уникальный мир закулисья Большого театра Беларуси». Билеты раскуплены на несколько экскурсий вперед.
В Большом театре Беларуси есть и традиции. Одна из них — новогодний бал. Кадриль, полонез, вальс — в каких только танцах не кружатся участники! В этом году праздник прошел уже в шестнадцатый раз.
