
Когда-то литовцы и белорусы входили в состав одного государства – Великого княжества Литовского. А сегодня соседняя Литва проводит по отношению к Беларуси явно недружественную политику. Литовское правительство решило закрыть границу с Беларусью на неопределенный период.
Премьер Литвы Инга Ругинене объявила, что страна бессрочно закроет границу с Беларусью, хотя и с некоторыми исключениями. Границу смогут пересекать дипломаты и дипломатическая почта, в республику будет также разрешен въезд гражданам Литвы и жителям стран Евросоюза. Ругинене также отметила, что Литва активно консультируется по пограничному вопросу с Польшей и Латвией.
Как заявили в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, литовские власти делают это уже не в первый раз и всегда без предупреждения, создавая безвыходные ситуации для водителей легковых автомобилей, находящихся во время закрытия в пунктах пропуска, а также для грузоперевозчиков.
Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал безумной аферой закрытие Литвой границы. Об этом он заявил на III Минской международной конференции по евразийской безопасности.
Критически оценивает действия и заявления Вильнюса МИД Беларуси. В сентябре он осудил закрытие воздушного пространства властями Литвы и Польши. «Эти дискриминационные меры не имеют ничего общего с теми надуманными угрозами, которые они якобы должны отразить, и выглядят особенно абсурдно на фоне отмены США ранее действовавших санкций в отношении белорусской авиакомпании «Белавиа». Республика Беларусь неизменно остается донором безопасности в Европейском регионе».
Минск терпеливо призывает своих западных партнеров к ответственному и конструктивному взаимодействию в интересах мира и безопасности.
Однако прозападные СМИ во всем обвиняют Беларусь. Дескать, обнаруженные в воздушном пространстве Литвы воздушные шары с контрабандными товарами, по заявлениям литовских официальных лиц, двигались из Беларуси.
Стоит заметить, первый случай, когда метеозонды использовались для контрабанды сигарет в соседнюю республику, был зафиксирован около года назад: 28 сентября 2024 года в аэропорту Вильнюса обнаружили упавший воздушный шар с ними. По сообщению литовской стороны, вес упаковки с сигаретами составил 20 кг.
В 2025 году литовские власти зафиксировали около 500 случаев воздушной контрабанды. Литва официально не обвиняет белорусские власти в причастности к этим инцидентам, но утверждает, что Минск занял пассивную позицию.
Причину, конечно же, можно придумать любую. Однако и проблему с контрабандой проще всего решить по-соседски, за столом переговоров. А конфронтация и обострение ситуации на границе ни к чему хорошему не приведет.
В тему
Длина госграницы между Республикой Беларусь и Литвой — 678,8 км. Всего на границе оборудовано восемь контрольно-пропускных пунктов (КПП) — шесть автодорожных и два железнодорожных. По состоянию на 27 октября 2025 года, по инициативе Литвы закрыты все автодорожные КПП.
С августа 2023 года не работают два пункта: «Лоша» — «Шумскас» (сначала белорусское, потом литовское название), «Видзы» — «Твярячюс».
В марте 2024-го были закрыты еще два пункта: «Котловка» — «Лаворишкес», «Привалка» — «Райгардас».
С 26 октября 2025-го КПП «Каменный Лог» — «Мядининкай» и «Бенякони» — «Шальчининкай» пропускают только дипломатов, диппочту, литовцев и жителей стран ЕС.
Железнодорожные пункты «Бенякони» — «Стасилос» и «Гудогай» — «Кяна» действуют в ограниченном режиме и работают на транзит грузов.
В ТЕМУ
– Ситуация на границе между Литвой и Беларусью вызывает много вопросов. Это пример, когда желание оказать политиче-ское давление на нашу страну приводит к экономическим проблемам для самой же Литвы. Своими действиями литовские власти вредят в первую очередь своим гражданам и своему бизнесу, а не Беларуси, – считает Андрей Кривоносов, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. – Давайте посмотрим на факты. Пока Литва закрывает пропускные пункты, Польша действует практично и разумно. Она открывает свои пункты пропуска и пропускает весь поток грузов. Польский бизнес зарабатывает деньги, бюджет получает налоги. В то же время литовские перевозчики остаются без работы и доходов. Компании просто уходят туда, где им удобнее и выгоднее работать – в Польшу. Это не временные трудности, это удар по всей сфере перевозок в Литве, от которого она может и не оправиться.
Что в итоге? Главная политическая цель – повлиять на Беларусь – не достигнута. Беларусь находит другие пути, наша экономика продолжает работать. А вот Литва из-за своей жесткой позиции теряет и деньги, и деловую репутацию.
Сейчас Литва рискует проиграть по всем направлениям. Деньги – потому что бизнес уходит к соседям. Репутацию – потому что правительство не смогло просчитать последствия своих решений и защитить интересы своей страны.
Пока в Литве ищут поводы для конфликта, в Польше решают практические задачи и зарабатывают. Эта разница говорит сама за себя.
Мой вывод такой. Литва своими руками отдала свои экономические преимущества, чтобы добиться политической цели, которая так и не была достигнута. Это проигрышная ситуация. Если ничего не изменится, то в скором будущем мы увидим, что Литва полностью потеряла свое значение как страна для транзитных перевозок. И виновата в этом будет только ее собственная политика.
Жанна Найман
