Ельские эксперты-криминалисты рассказали о своей работе

Актуальное Личности Общество

Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь отсчитывает свою историю с 22 апреля 2013 года, со дня подписания Главой государства Указа «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» № 202.

— Соблюдение главного принципа работы правоохранительных органов –  принципа неотвратимости наказания за нарушение закона – невозможно без прочной доказательной базы, в основе которой, как правило, лежит заключение эксперта, — говорит старший эксперт экспертно-криминалистического сектора по Ельскому району Государственного комитета судебных экспертиз майор юстиции Василий Стоцкий. – Наша профессия универсальная. Мы помогаем раскрывать преступления. Одними из первых выезжаем на место преступления, чтобы собрать все улики, затем занимаемся их описанием и анализом, чтобы представить следствию грамотное заключение. От нашей работы зависит ход всего расследования, поэтому эксперту необходимо владеть не только теоретическими и практическими навыками, но и высокими моральными и устойчивыми психическими качествами. Кроме того, эксперт-криминалист должен обладать хорошей логикой мышления.

Василий Стоцкий

У майора юстиции Василия Стоцкого, за плечами которого более 20 лет службы в правоохранительных органах, все эти качества присутствуют. Он легко и просто решает «головоломки», разбирается с уликами, оставленными невзначай торопящимся преступником. Так, однажды хватило одного «пальчика», чтобы выявить и задержать грабителя.

— Вспоминается случай, произошедший в аг. Заширье, — рассказывает Василий Владимирович. – Неустановленное лицо, воспользовавшись неплотно прикрытой створкой окна, проникло в дом, где совершило кражу. Прихватив музыкальный центр, преступник скрылся. Во время осмотра места преступления на створке окна с помощью дактилоскопического порошка был обнаружен след пальца руки. Как известно, отпечатки пальцев заносятся в специальную базу, которая называется АДИС (автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система). На сегодняшний день в ней имеются отпечатки почти всех белорусов мужского пола.

Поместив отпечаток в АДИС, мы выявили похитителя. Им оказался гражданин, отбывавший наказание на поселении в Петриковском районе. На выходные он приезжал в Заширье, где и совершил кражу музыкального центра из частного домовладения. Не секрет, что часто именно эксперты дают сотрудникам уголовного розыска «зацепку», которая выводит их на след преступника.

Наталья Шуманская

— Работа эксперта-криминалиста состоит из двух этапов, — пояснила  эксперт экспертно-криминалистического сектора по Ельскому району Государственного комитета судебных экспертиз капитан юстиции Наталья Шуманская. —  Первый – это сбор вещественных доказательств на месте происшествия. Второй – производство экспертиз. Они бывают разные: дактилоскопическая, почерковедческая, портретная, трасологическая, техническая экспертиза документов и ряд других. Все виды экспертиз проводятся в лабораториях Мозырского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.

Наталья Григорьевна в экспертно-криминалистической службе работает 10 лет, с самого ее основания. Работа, конечно же, не из легких, но именно это то дело, которое она считает своим призванием.

— Еще одна база, которой мы активно пользуемся – это АСПИ «Портрет 2005» (автоматизированная система портретной идентификации), — рассказала капитан юстиции Наталья Шуманская. —  В ней хранятся изображения (а также информация об особых приметах) разных категорий людей, подозреваемых по уголовным делам, семейные скандалисты, асоциальные элементы и др. Если, допустим, потерпевший укажет, что видел на теле злоумышленника татуировку, то эксперты станут искать подозреваемого в базе АСПИ по этой особой детали. Порой по татуировке быстрее, чем по другим приметам, удается установить личность подозреваемого.

— Сегодня у экспертно-криминалистической службы гораздо больше возможностей, чем, скажем, лет 10 назад, — заметил майор юстиции Василий Стоцкий. – Раньше-то что было: криминалистический чемодан, микроскоп, фотоаппарат… Пожалуй, и все. Сегодня появилось новое оборудование, значительно укрепилась техническая база, соответственно, расширились и наши возможности.

Если раньше генетическая экспертиза проводилась только в особых случаях и только на уровне центрального аппарата, то сейчас такие исследования проводятся по заявлению любого гражданина в каждом областном управлении. Экспертизы наркотических средств сейчас проводятся на современном оборудовании, с помощью которого в течение часа можно определить любой наркотик.

Преступлений без улик не бывает, считают ельские эксперты. Главное – найти эти улики и установить, кому они принадлежат. От этого зависит, как скоро будет найден и изоб­личен преступник. Как говорится, сколько бы веревочке не виться, но конец будет. Каждый, преступивший закон, рано или поздно понесет наказание.

Жанна Найман



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *