Зимой дорожные условия требуют от производителей шин большей безопасности, а от водителей — особой осмотрительности. Коварная наледь увеличивает эффект скольжения автомобиля даже на небольшой скорости. Зима подбрасывает испытания и долговечности покрышек: низкая температура требует правильно организовать процесс хранения и обслуживания колес, чтобы продлить срок их эксплуатации.
Требования к характеристикам резины также постоянно растут. Зимние шины модернизируется для обеспечения большей безопасности на дороге, появляются новые модели и линейки с особой специализацией. Обычному водителю иногда сложно разобраться в многообразии шин, вариантах ошиповки и типах протектора.
Помочь с выбором резины на зиму призвана наша статья. Эксперты объясняют особенности выбора шин для зимнего сезона и дают рабочие советы автомобилистам.
Типы зимней резины
Есть несколько видов шин: шипованные, фрикционные и покрышки со съемными защитными элементами. Каждый тип автомобильной резины может быть с симметричным и ассиметричным протектором. Это позволяет использовать подходящее решение на разных типах зимних дорог.
Шипованные зимние шины
Классическая резина с наибольшей эффективностью на утрамбованном снегу и льду. Металлические шипы на поверхности протектора повышают тягово-сцепные параметры колес, что снижает эффект скольжения. Плотность ошиповки зависит от модели резины и задач на дороге, которые хочет решить водитель.
Некоторые варианты, в зависимости от размера, могут насчитывать до 200 шипов на каждом колесе. Такой зимний профиль подойдет для эксплуатации в северных регионах с сильными морозами и большим количеством осадков. Для эксплуатации на бесснежных, влажных или сухих дорогах, шиповки не подходят. Они создают шум, а шипы быстро изнашиваются и теряются.
- Сцепление и торможение шипованной резины считается одним из лучших. Шипы впиваются в плотную поверхность снега и льда, создавая надежный контакт с дорогой. Частыми победителями зимних независимых тестов в дисциплинах безопасности становятся модели с шипованным протектором.
- Комфорт движения автомобиля на шипованных шинах вызывает немало споров. Металлические вставки, при контакте с твердой поверхностью, повышают уровень шума. Однако, технологи на производствах разрабатывают возможные решения проблем: например, внедряют активные фиксаторы, которые при большом давлении “прячут” шип.
- Износоустойчивость шипованной резины определяется качеством фиксации шипа на поверхности протектора. Потеря шипов — довольно распространенная проблема и “лакмусовая бумажка” для определения качества той или иной модели.
Нешипованные зимние шины
При производстве зимнего класса фрикционной резины используется нестандартный (в отличие от шипов) подход в обеспечении безопасности. Протектор оборудован большим количеством сцепных кромок, которые создают сильное трение в области контакта колеса с дорожной поверхностью.
Область применения липучек универсальна, но максимальную эффективность такие покрышки проявляют в городе. Асфальт регулярно очищают от рыхлого снега и покрывают антигололедными реагентами, что создает идеальные условия для нешипованной резины.
- Сцепление и торможение фрикционной покрышки уступает шипованным аналогам. Однако в некоторых климатических условиях и особенностей эксплуатации, потенциал липучек раскрывается даже лучше. Существует так называемая центральноевропейская нешипованная резина. Она обладает сбалансированной производительностью на мокром асфальте и способна обеспечить достаточную безопасность в условиях “мягкой” зимы.
- Комфорт нешипованных шин значительно выше, чем у покрышек с шипами. Отсутствие металлических вставок обеспечивает лучший акустический комфорт автомобиля при контакте липучек с твердой поверхностью. Благодаря большому количеству блоков, за счет рассеивания вибрации, движения авто становится более плавным и комфортным.
- Устойчивость к износу у фрикционных шин схожа с летними аналогами. Если не брать во внимание повышенную мягкость компаунда, сцепные блоки обладают хорошей устойчивостью к внешним воздействиям. К тому же, нешипованные покрышки оснащены глубоким рисунком протектора, который по мере износа не теряет своих ездовых качеств.
Резина со съемными шипами
Некоторые модели созданы с возможностью самостоятельно шиповать протектор в зависимости от ситуации на дорогах. Процесс не быстрый, поэтому ежедневно демонтировать и убирать шипы не получится. Аномально теплая или холодная зима предоставит возможность сделать выбор между шипованной и фрикционной резиной без необходимости покупать новый комплект.
Симметричный протектор
Такая шина лучше справляется с защитой от аквапланирования на мокрой поверхности дороги, что особенно важно в ранний период сезона. Однако, симметричное расположение блоков создает проблемы с управляемостью на рыхлом снегу и увеличивает тормозной путь.
Асимметричный протектор
Такой рисунок повышает тормозные параметры шины на скользкой поверхности и увеличивает контроль при маневрировании. Слабое место ассиметричного протектора — повышенный уровень шума и сниженная эффективность на асфальтированных дорогах.
Важные параметры маркировки зимних шин
Обозначения на протекторе могут дать немало полезной информации, помогающей выбрать и купить подходящую резину. Общие понятия маркировки мы уже разбирали в отдельной статье. Пришло время выделить наиболее важные параметры зимней резины.
- Размерность. Ширина, высота и диаметр покрышки не только определяют совместимость шин с вашим автомобилем, но и оказывают влияние на ездовые параметры. Крупноразмерный зимний профиль хорошо сопротивляется нагрузкам и обладает улучшенной проходимостью на рыхлом снегу.
- Winter. Обозначение говорит о сезонности покрышек. Шины с данной маркировкой можно использовать при температуре ниже 0 градусов.
- M+S (Mud+Snow). Маркировка определяет возможность эксплуатации на заснеженной поверхности и в грязи. Данное обозначение часто можно увидеть на моделях с грязевым протектором Mud Terrain.
- Water, Rain, Aqua. Свидетельствуют о повышенной эффективности на мокрой поверхности, что может быть полезно в межсезонье и период таяния снега.
- Extra Load или XL информируют о повышенной грузоподъемности шины. Зимний протектор с подобной маркировкой оснащен утолщенными стенками и хорошо сопротивляется перегрузкам.
- SUV или 4х4. Указывает на специализацию резины. Такие модели предназначены для городских кроссоверов, полноприводных внедорожников и другого крупногабаритного транспорта повышенной проходимости.
- Индикатор износа. Полезная маркировка, которая при стирании сигнализирует об опасности дальнейшего использования резины.
- Индекс скорости и нагрузки — числовые и буквенные значения, которые указывают на максимальный скоростной порог и ограничение веса.
Отдельно про маркировку даты на зимних шинах
Параметр поможет купить шины на вторичном рынке. Использованная резина со временем теряет свою эластичность и ездовые качества, поэтому важно правильно расшифровать обозначения.
Маркировка даты представляет из себя 3–4 значный код:
- Первые две цифры — это неделя года.
- Последние две цифры — год производства.
Например, 1612 означает, что резина была произведена в апреле 2012 года.
Советы по выбору и использованию зимней резины
- Зима — не время для экспериментов и пренебрежения правилами безопасности. При покупке Б/У резины удостоверьтесь, что ее срок эксплуатации не подошел к концу. Глубина рисунка должна быть не меньше 4 мм. Для больше надежности обратите внимание на индикатор износа (если он есть).
- Зимний профиль должен отвечать условиям эксплуатации. Не стоит покупать модель с плотной ошиповкой для езды по городским дорогам, которые постоянно очищаются от снега и посыпаются реагентами. Для этих целей лучше подойдет нешипованные покрышки.
- После покупки шипованной резины ее обязательно нужно обкатать. Металлический шип должен “усесться” на протекторе, поэтому первые 100–150 км после установки, не стоит резко тормозить или разгоняться.
- Для увеличения срока жизни покрышек стоит каждые 8–10 тысяч километров менять заднюю и переднюю ось местами. Это спасет шины от неравномерного износа на поздних этапах эксплуатации.
- Обратите внимание на морозостойкость материалов модели. Скандинавский тип резины для экстремально низких температур (–20°C) отличаются по структуре и эластичности от моделей “европейского” типа (+5°C).