Более 1,2 тыс. специальностей и квалификаций доступны абитуриентам для поступления в Беларуси

Образование

Более 1,2 тыс. специальностей и квалификаций доступны абитуриентам для поступления в Беларуси. Все они содержатся в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь. Об этом журналистам сообщила заместитель начальника учебного центра непрерывного профессионального образования Республиканского института высшей школы Юлия Будько.

Общегосударственный классификатор внедрен в 2022 году. «Он устанавливает наименование, коды, профили образования, групп специальностей, по которым реализуются образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования взрослых в части переподготовки. В первую очередь классификатор используется для формирования официальной статистической отчетности, в том числе на международном уровне, но в большой мере он используется для прогнозирования потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих, а также для открытия подготовки в учреждениях образования. На данный момент в классификаторе содержится 1230 специальностей, из них профессионально-технического образования — 122, среднего специального — 247, высшего — 501 и 360 специальностей для подготовки руководящих работников и специалистов», — проинформировала Юлия Будько.

Для поддержания классификатора в актуальном состоянии дважды в год в него вводятся изменения. Это позволяет мобильно реагировать на вызовы экономики — аннулировать невостребованные специальности, вводить новые, продиктованные потребностями рынка труда.

Замначальника учебного центра отметила, что за последнее время рынок труда претерпел значительную трансформацию, и востребованными становятся совершенно новые профессии. «Следовательно становятся востребованными новые специалисты с новыми компетенциями, например, компьютерные лингвисты, робототехники, специалисты по искусственному интеллекту, дополненной реальности, облачным технологиям, то есть междисциплинарные специалисты, которые способны решать принципиально новые задачи. Учреждения образования очень быстро реагируют на вызовы рынка труда и вводят в классификатор специальности, открывают по ним подготовку. Важно, что учреждения образования эти заявки формируют в тесной связи с заказчиками кадров, то есть они работают непосредственно с рынком труда, понимают, какие специалисты необходимы, и вводят их», — подчеркнула она.

Например, по инициативе Белорусского государственного университета и заявкам заказчиков кадров (НИИ прикладных физических проблем им. А.Н.Севченко, Институт физики имени Б.И.Степанова, Институт прикладной физики НАН, объединение «Оптика, оптоэлектроника и лазерная техника», завод СВТ, ОАО «Интеграл» и другие) разработана и внедрена специальность высшего образования «интеллектуальная электроника». «Такой специалист должен проектировать интеллектуальные электронные устройства для различных приложений, включая скоростные коммуникации, системы связи и навигации, автоматизированные производства, высокотехнологическую медицинскую технику, беспилотные летательные аппараты и другое. В целом существующая в Беларуси система специальностей и квалификаций на всех уровнях профессионального образования является очень мобильной, быстро реагирующей на запросы рынка труда, ориентированной на будущее, а также соответствует современным тенденциям национального и мирового образовательного пространства. В свою очередь учреждения образования при организации профориентационной работы с будущими абитуриентами раскрывают содержание этих специальностей и квалификаций, ориентируя абитуриента на перспективы самореализации в том числе в сфере труда и занятости», — сказала Юлия Будько.

БЕЛТА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *