Единый день информирования прошел в Ельском районе

Новости Ельщины

Основная тема для обсуждения – «Кибербезопасность и профилактика киберпреступности».

Информационная группа, которую возглавила заместитель председателя Ельского районного исполнительного комитета Галина Ильюк, встретилась с коллективом Ельской ДЮСШ.

Галина Михайловна, встречаясь с коллективом ДЮСШ, акцентировала внимание на вопросах профилактики киберпреступности.

«В последнее время в нашей стране наблюдается рост кибератак. Беларусь занимает 3 место в СНГ по количеству кибератак, по уровню кибербезопасности — 70 место из 166 стран», — отметила заместитель председателя.

Галина Ильюк заострила внимание на тот факт, что в Беларуси принят ряд системных мер, и борьба с киберугрозами ведётся на нескольких уровнях.

Начальник отдела ЖКХ, архитектуры и строительства Ельского райисполкома Эдуард Баранкевич провёл встречу с трудовым коллективом Ельской ПМК-64. Основная тема разговора – кибербезопасность и профилактика киберпреступности.

«Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, обеспечивая удобство и развитие. Но одновременно с ними появились новые угрозы – киберугрозы и преступления, ставящие под удар безопасность граждан и целых государств», – подчеркнул докладчик.

По словам Эдуарда Викторовича, несмотря на принимаемые государством меры, главная защита от преступлений в сети зависит от личной бдительности каждого гражданина. Осведомлённость и готовность адаптироваться к новым рискам позволят создать надёжную защиту против преступных посягательств в виртуальном пространстве.

Заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Ельского райисполкома Светлана Гаращук обсудила вопросы кибербезопасности с сотрудниками ТЦСОН.

Особый акцент был сделан на возрастающей опасности интернет-мошенничества, фишинга и других видов кибератак, представляющих серьезные риски для организаций и каждого человека в частности.

На встрече были рассмотрены наиболее распространённые способы действий злоумышленников, методы выявления мошенничества и инструменты защиты своих личных данных. Особое внимание уделено профилактике фишинга и действиям пользователей в случае обнаружения подозрительных ситуаций в интернете.

Начальник отдела розничных продаж ОАО «Белагропромбанк» Инна Прохацкая встретилась с коллективом Ельской ПМК-64, чтобы напомнить о важности цифровой безопасности в финансовом секторе.

Во время встречи Инна Викторовна подробно остановилась на особенностях безопасного пользования банковскими продуктами, обратив внимание на наиболее распространенные схемы действий злоумышленников. Она также дала практические советы, как защитить себя от возможных попыток кражи денег.

«Помните, что мошенники постоянно находятся в поиске новых схем для обмана. Будьте бдительны и осторожны», — подытожила Инна Прохацкая.

Первый секретарь РК ОО «БРСМ» Светлана Сорокина провела встречу с трудовым коллективом Ельской районной гимназии. Главной темой для обсуждения стала кибербезопасность и профилактика киберпреступности.

Сегодня использование цифровых технологий во всех сферах и на всех уровнях несет не только прогресс и удобства, однако вместе с преимуществами цифровой среды появляются новые угрозы и риски. Каждая страна, каждый человек потенциально уязвимы перед угрозами киберпространства.

Светлана Анатольевна напомнила присутствующим о наиболее распространённых видах онлайн-мошенничества, таких как фишинг — хищение персональных данных путём подделывания легитимных ресурсов, а также махинаций с банковскими картами. Важно сохранять бдительность и осторожность, избегать сомнительных предложений и подозрительных ссылок.

Кибератаки превратились из проблемы технических специалистов в одну из главных стратегических угроз национальной, экономической и общественной безопасности любой страны.

Рост и усложнение методов киберугроз требуют опережающего и комплексного реагирования.

В Беларуси принят ряд системных мер, и борьба с киберугрозами ведется на нескольких уровнях. Так, на государственном уровне Указом Президента Республики Беларусь № 40 «О кибербезопасности» реализуется комплексный многоуровневый механизм противодействия кибератакам на государственные органы и организации, критическую информационную инфраструктуру. Создан Национальный центр обеспечения кибербезопасности и реагирования на киберинциденты. Налажено международное сотрудничество в этой сфере.

Созданы необходимые правовые условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании. Закон Республики Беларусь «О защите персональных данных», принятый в 2021 году, устанавливает границы, определяющие, какую информацию о человеке можно собирать и распространять. Вместе с тем, чтобы защита персональных данных была по-настоящему эффективной, нужны общие усилия – не только государства, но и граждан.

Противодействие осуществляется и на корпоративном уровне. Организации и предприятия инвестируют в кибербезопасность и обучение сотрудников.

Для борьбы с киберугрозами на индивидуальном уровне требуется повышение цифровой грамотности населения, соблюдение элементарных правил цифровой гигиены.

Картина распространенных видов киберпреступлений в Беларуси повторяет глобальные тренды, но с акцентом на местные платежные системы и привычки населения.

По статистике женщины (65%) чаще всего становятся жертвами мошенников, которые выманивают деньги путем психологических манипуляций по телефону (77,9%), купли-продажи товаров и оказания услуг (65,6%), благотворительности (100%). Мужчины (84,8%), как правило, становятся жертвами мошенничества, связанного с использованием сайтов знакомств.

Возрастные группы потерпевших:

люди старше 50 лет чаще становятся жертвами телефонных мошенничеств, обмана, доверчивости, легенд о помощи родственникам;

молодежь до 30 лет уязвима от мошеннических дистанционных сделок с недвижимостью (56,3%), псевдо-инвестиций в «биржи» и «розыгрышей или акций» (65,4%);

лица среднего возраста (30–49 лет) – наиболее массовая группа среди потерпевших от ИКТ-мошенничества с заключением гражданско-правовых договоров (53,1%).

Безработные и неучащиеся чаще попадаются в инвестиционные ловушки (46,2%), что может быть связано с поиском ими источников дохода или увлечением азартными схемами.

Наиболее распространенные преступные схемы:

  • звонки от имени банка, сотрудника МВД, КГБ и иных государственных органов, когда мошенник, используя технологию подмены номера, звонит с номера, похожего на официальный номер банка и сообщает о «подозрительной операции» с картой, «блокировке счета» или «попытке взлома», а для «защиты» или «отмены операции» просит сообщить CVV-код, данные из SMS-сообщения с кодом подтверждения, пароль из интернет-банкинга или перевести деньги на «безопасный» (на самом деле подконтрольный мошеннику) счет;
  • фишинговые SMS-сообщения и письма, когда приходит SMS-сообщение или электронное письмо с сообщением о «блокировке карты», «проблеме с налогом», «выигрыше в лотерее», которое содержит ссылку на фишинговый интернет-ресурс (сайт – клон), который выглядит как официальный интернет-ресурс банка, налоговой инспекции или другого государственного органа, где требуется ввести логин, пароль, данные платежных средств, после ввода которых совершается хищение;
  • мошенничества в социальных сетях и мессенджерах («Viber», «WhatsApp», «Telegram»), когда злоумышленник взламывает аккаунт в соцсети или создает фейковый, похожий на него, пишет близким родственникам от имени владельца аккаунта, что срочно нужны деньги на «очень важное дело» (попал в сложную ситуацию, попал в ДТП и др.), прося никому не звонить; либо аналогичная предыдущей схема, когда мишенью становятся друзья, а мошенник от имени друга пишет, что застрял за границей, у него украли деньги/документы, и просит срочно перевести средства;
  • фейковые интернет-магазины, когда создается красивый сайт-одностраничник или группа в социальной сети (зачастую в «Инстаграм»), с огромными скидками на актуальный у населения товар (техника «Apple», садовая мебель, надувные бассейны, брендовая одежда и др.), а после предоплаты товар не приходит, а сайт или группы исчезают, либо сообщения жертвы далее игнорируются;
  • мошенничества под видом государственных органов, когда жертве поступает звонок от имени «судьи», «сотрудника МВД», «налоговой» с требованием срочно оплатить некий фиктивный долг, штраф или пошлину, угрожая арестом счетов или другим наказанием, просят установить приложение для удаленного доступа (например, «AnyDesk» или «TeamViewer») для «проверки счета», что дает им полный контроль над устройством потерпевшего;
  • финансовые пирамиды и инвестиционные мошенничества, такие как предложения «высокодоходных инвестиций» в криптовалюту, биржи или стартапы с гарантированным высоким доходом. При этом на первом этапе могут даже выплачивать небольшие проценты, чтобы потерпевший внес еще больше денежных средств и привел родственников, друзей и знакомых, после чего проект закрывается, а денежные средства похищаются;
  • вымогательство на интимной почве («сексторшен»), когда мошенник через соцсети знакомится с жертвой, втирается в доверие, склоняет к общению в видеочате интимного характера или к отправке откровенных фото, записывает видео или делает скриншоты, а затем шантажирует.

Следует отметить, что фишинг и мошенничество с банковскими картами являются самой массовой категорией кибермошенничества в Республике Беларусь.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *