
Почему возник искусственный интеллект и какие возможности он дает человеку, рассказал на пресс-конференции директор Института философии Национальной академии наук Беларуси Анатолий Лазаревич.
«Что отличает современную эпоху? Это неимоверная скорость событий, которые происходят в современном мире. В философии мы эту проблему обозначаем таким понятием, как новая темпоральность. Инновационность мира очевидна любому человеку, и инновации приветствуются, но они накладывают свой отпечаток на наши научные и социально-гуманитарные прогнозы, теории. Вторая характеристика эпохи — это очень высокая степень интеграции социума и техносферы. Порой трудно в этом синтезе видеть, где чисто социальное, гуманитарное, а где техническое, технологическое и искусственное. То есть искусственность мира возрастает в противовес естественному развитию и ходу вещей. Наука, технологии, новые материалы позволяют копировать живое на техническом, технологическом уровне. Мы ощущаем критическую зависимость человека от техносреды», — сказал Анатолий Лазаревич.
Отдельно он остановился на теме, почему возник искусственный интеллект. «Если ранее все научно-технические революции были направлены на то, чтобы усилить человеческую мощь в физическом смысле, как-то облегчить жизнь человека, то современная научно-техническая революция направлена на укрепление интеллектуальных возможностей человека. Потому что человек, исходя из своих физиологических и интеллектуальных возможностей, не в состоянии определять свое бытие в новой сложной технологической реальности. Отсюда разные проекты по усилению когнитивных и интеллектуальных возможностей. Так родилась идея искусственного интеллекта. У него есть положительные стороны, одновременно он вызывает проблемы», — отметил ученый.
По его словам, философия в целом ставит три группы вопросов. «Первый вопрос касается нашего самосознания. Ни одна другая наука по существу этим не занимается. Что такое человек, каково наше предназначение в этом мире? Говорим мы и об искусственном интеллекте. ИИ может многое, но не отвечает на вопрос, касающийся именно своего самосознания. Трудно пока представить, что искусственный интеллект обладает самосознанием, осознает себя. Человек это делает на уровне философских понятий, категорий, представлений», — сказал Анатолий Лазаревич.
Вторая тема, которая интересует философию, — это мир как предмет исследования. «Что такое мир вне нас, что такое человек вне конкретного «я», каковы границы познания мира? Насколько мы понимаем мир? Есть объективное понимание мира, есть субъективное. Проблема соотношения объективного и субъективного — это большая философская проблема. А третья группа вопросов — это человек и мир как система отношений. Это система наших норм, ценностей, как человек должен поступать по отношению к обществу, к миру», — обозначил ученый.
«Именно благодаря философии формируется наш категориальный понятийный аппарат, с которым работает человеческое сознание, культура, точные науки — физика, химия, математика. Для примера я назову такие философские категории, как материя, пространство, время, движение, качество, количество, мера. Без этих понятий, которые имеют именно философский статус, наука и человеческое мышление развиваться не могут. Таков вклад философии в понятийный аппарат человека и научное знание», — заключил директор Института философии.
