
Почему учителю иногда труднее найти общий язык с родителями, чем с ребенком? Об этом и не только рассказала Тамара Хващевская, учитель белорусского языка и литературы средней школы №121 г. Минска.
— Для каждой мамы, каждого папы их ребенок — самый родной, необыкновенный, талантливый, самый-самый лучший. И порой родители не соглашаются с тем, что он нарушает дисциплину, не готов к уроку, сквернословит. То есть не воспринимают негатив о своем ребенке, не соглашаются с учителем. И тогда наступает время, когда я должна очень аккуратно, осторожно сказать, что, к сожалению, бывают такие и такие моменты. И вместе с ними найти какой-то выход, помочь ребенку так больше не делать.
У меня в восьмом классе есть мама, которая заполняет дневник. Я ребенку говорю: «Не надо этого. Ты же сам в состоянии». — «У меня почерк некрасивый». И приходится с мамой работать. Про домашнее задание нечасто, но слышу: «А ты что, сам выполнял? Тебе что, делать нечего? Мне мама открыла, нашла, я списал. И все».
Вот в чем сложность — убедить родителей, что не они учатся, а их дети. Родители говорят: «Хорошо, но если мы не будем им помогать…» Я отвечаю: «Вам не надо вникать в то, что они делают. Мы сами справимся на уроке». Помочь — это значит открыть дневник и посмотреть упражнение и параграф, сделал ребенок или нет. И все, закрыть.
Родители обсуждают учителей, что греха таить. Один неправильно это сделал, другой неправильно сказал или оценил. Откуда берут информацию? Дети произносят то, что хотят услышать родители. Поэтому я на родительском собрании говорю: «Прекратите обсуждать учителей в присутствии детей. Если вы не уважаете, и они не будут».
И когда мама говорит: «Он дома совершенно другой», — я не верю в это: «Он не может быть другим, вы просто не хотите видеть проблему». Естественно, сразу не соглашаются. Но мы не учим детей сквернословить, грубить учителям, драться на перемене или унижать девочек. Родители утверждают: «Мы тоже не учим!» А может, стоит обратить внимание, как папа разговаривает с мамой? Как проходят праздники?
