Ветеран Моисей Дворецкий: «Совесть моя перед павшими чиста»

Общество Освобождение Ельщины

Человеческая память уникальна. Чем старше становится человек, тем чаще всплывают в его памяти картины прошлого. И, что самое поразительное, воспоминания, подобно кадрам кинопленки, точно и ярко, до мельчайших подробностей воспроизводят моменты из прошлой жизни.

Так, бывший редактор районной газеты Моисей Дворецкий, ныне проживающий в Израиле, в своих письмах чаще всего вспоминает о своей боевой молодости, о военном и послевоенном периоде, о том, что пришлось пережить его близким, друзьям, его многострадальному народу. Вот что он пишет: «Находясь в эвакуации, вдали от родной Беларуси, в поселке Баландино Челябинской области мои родители испытали немало трудностей: терпели холод и голод, мать серьезно болела… Заработка отца, работавшего на одном из предприятий, едва хватало, чтобы прокормить семью.

Дворецкий-6

У моей мамы, Ривы Моисеевны, было пять братьев, четверо из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

А сколько моих сверстников не вернулось с той войны! Борис Василевич, одноклассник Лев Кейфман, Старжинский, Василевский… Что ж, совесть моя перед ними чиста. Я мужественно сражался против коварного врага. В бою за освобождение железнодорожного узла Лунинец Брестской области был контужен. И если мне повезло выжить, то лишь потому, что «пути Господни неисповедимы», как писал в одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко».

Автору этих строк, прошедшему через горнило страшной войны, до сих пор не дает покоя мысль, за что немецкие палачи так ненавидели и безжалостно истребляли его народ. В книге «Памяць» Ельского района (на стр.194 и 207) рассказывается, как фашистские оккупационные власти казнили евреев.

«Палачи вывезли из Ельска 500 евреев, – пишет в своем письме Моисей Абрамович, – посадили их на баржу и пять дней возили по Припяти, не давая людям ни воды, ни еды. А когда жители близлежащих деревень Хойникского района пытались передать мученикам что-нибудь из еды, гитлеровцы открывали огонь. На 6-й день несчастных утопили в реке. В числе тех невинных жертв были и мои дедушка и бабушка Дворецкие. Вечная им память!»

Ирина Дарина



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *