Белая береза – память о сыне


Въезжая в деревню Сизаны Скороднянского сельсовета, ловлю себя на мысли, что здесь я уже была. Однако это не так. Просто уж слишком похожи доживающие свой век деревушки! Вдоль дороги тоят дома, в которых давным-давно никто не живет. И только в центре деревни, где дорога разветвляется в обе стороны, повеяло жильем. И тут же мы увидели группу пожилых людей, которые, как  выяснилось, ждали автолавку.


Среди ожидавших оказался и Гаврила Трофимов, о хозяйственности и трудолюбии которого мы уже были наслышаны.


Гаврила Васильевич родом из деревни Кузьмичи, историю которой оборвала авария на Чернобыльской АЭС. В Сизанах, ставших ему второй родиной, он живет уже полстолетия. Его жена Ольга Михайловна – коренная жительница Сизанов.


До выхода на пенсию Трофимовы трудились в КСУП «Скороднянский»: Гаврила Васильевич – водителем, а Ольга Михайловна и коров доила, и телят кормила, и в полеводческой бригаде трудилась…


– Раньше людно было в нашей деревне, – рассказывает Гаврила Васильевич. – Кажется, еще недавно 165 человек здесь жило, а сегодня лишь восемь, да и те – старики…


Как свидетельствует книга «Память», в 30-е годы в Сизанах был организован колхоз – «X съезд Советов». Были кузница, сукновальня, водяная мельница, начальная школа… Перед самой войной Сизаны получили статус деревни (до этого в документах значились хутором). Здесь насчитывалось 44 двора, в которых проживало 195 человек.


Во время Великой Отечественной войны фашистские каратели сожгли деревню, загубили 15 мирных жителей. С фронтов войны не вернулись в родную деревню более 30 сизановцев. Их славные имена вписаны золотыми буквами в героическую летопись белорусского народа.


С грустью вспоминают сизановцы о прошлом своей, когда-то веселой и людной, деревни, о своей безвозвратно ушедшей молодости. Из всех «достопримечательностей» деревеньки остался один заколоченный магазин.


Есть своя достопримечательность и у Трофимовых: возле их дома растет красавица береза, когда-то посаженная их сыновьями – Николаем и Владимиром. Младший Владимир, бывший сотрудник госбезопасности, со своей семьей живет в Рогачеве. Старший Николай – вечная боль родителей – был подводником, во время учений он простудился, заболел и спустя некоторое время умер в госпитале (было ему всего лишь 32 года). Тревожная память о сыне живет не только в сердцах стариков-родителей, но и в ветвях белоствольной березы.


Анна Алесина



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *