В настоящее время в мире существует тенденция роста использования государственными органами информационно-телекоммуникационных технологий, направленных на совершенствование функционирования государственных органов, повышение эффективности их работы. Государственные органы переходят на организацию работы по принципу «электронного правительства», которая подразумевает взаимодействие с гражданами и организациями с использованием интернет-технологий.
В целях реализации поставленных задач принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.08.2008 №1227 «О Государственной целевой программе по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008-2010 годы».
Внедрение АИС «Расчет налогов» позволит:
– автоматизировать процесс расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и передачу налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы в электронном виде;
– автоматизировать процессы подготовки необходимой информации для расчета налогов с использованием имеющихся данных в бухгалтерских и налоговых регистрах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и системы показателей для исчисления налогов с физических лиц;
– предоставлять плательщикам возможность формирования налоговых деклараций в виде электронного документа и передачи их в налоговые органы по каналам электросвязи.
В настоящее время налоговые декларации представляются плательщиками на бумажных носителях. В налоговых органах осуществляется камеральная проверка расчета налогов по показателям налоговых деклараций и ввод показателей деклараций в функционирующую информационную систему.
Существующая система приема налоговых деклараций требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Плательщик – юридическое лицо представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь до 15 налоговых деклараций в месяц. На проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25-30 минут рабочего времени.
АИС «Расчет налогов» предоставит плательщику возможность формирования налоговых деклараций как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Передача электронных документов в налоговые органы будет осуществляться с использованием интернет-технологий либо на магнитных дисках.
Для работы с электронным декларированием плательщик должен иметь компьютер с доступом в интернет. Программное обеспечение может использоваться как на локальном компьютере, так и на компьютерах в локальной вычислительной сети.
Субъект хозяйствования, выступающий в качестве удостоверяющего центра, – Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Для регистрации в качестве пользователя удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей плательщик должен обратиться по адресу: Республика Беларусь, 220005, г. Минск, пр. Машерова, д. 7, к. 119 (тел. 8-0172-90-73-99).
Проект регламента размещен на сайте МНС (nalog.by) в разделе «Нормативные правовые акты – Налогообложение. Электронное декларирование».
Подробную информацию по данному вопросу можно узнать по адресу: г. Ельск, ул. Дзержинского, 4. Инспекция МНС РБ по Ельскому району, кабинет №5, телефон 2-34-75.
Отдел учета и взыскания платежей инспекции МНС РБ по Ельскому району.