Диалог Беларусь – Европа: актуальные вопросы

Общество

Результатом проведения Главой государства выверенного внешнеполитического курса стало установление республикой дипломатических и торгово-экономических отношений более чем со 160 государствами  мира.


Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. При этом стратегическое значение для Беларуси имеет сотрудничество с Российской Федерацией.


Вместе с тем важным условием дальнейшего динамичного развития республики  является укрепление взаимовыгодных деловых отношений с Европой.


Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009 г. открыто сказал, что «активизация европейского курса на многосторонней и двусторонней основе – не временная мера, а долгосрочное, серьезное направление деятельности. Здесь наша стратегическая линия ясна. Мы говорим о ней откровенно: не стремясь в Евросоюз, мы предлагаем взаимовыгодное партнерство с сильным соседом».


Сегодня членами Европейского союза (ЕС) являются 27 государств. Наряду с Северной Америкой и Японией ЕС входит в число наиболее преуспевающих регионов планеты.


В Евросоюзе новейшие технологии, мощные инвестиционные возможности и колоссальный интеллектуальный потенциал.


За период с 2000 года белорусский экспорт в ЕС увеличился более чем в 20 раз. Торговое сальдо с 2003 года складывается в пользу Республики Беларусь и в 2008 году составило около 6 млрд долл.


По итогам 2008 года белорусский экспорт в ЕС увеличился на 36% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года и составил 14,4 млрд долл.


В 2008 году на долю ЕС пришлось 44% от общего объема всех экспортных поставок из республики. По этому показателю европейские страны устойчиво опережают Российскую Федерацию, на долю которой приходится 32% белорусского экспорта.
Взвешенная и ответственная внешнеполитическая деятельность Президента Республики Беларусь и руководства нашей страны по нормализации политического диалога с ЕС позволили переломить имевшиеся негативные тенденции в отношениях.


Важным итогом этой работы явилось утверждение Беларуси в качестве полноправного участника инициативы ЕС «Восточное партнерство» на состоявшемся 20 марта 2009 г. в Брюсселе саммите ЕС.
7 мая 2009 г. в Праге официально приглашенная ЕС белорусская делегация приняла  участие в саммите «Восточного партнерства».
Участие Беларуси в инициативе ЕС «Восточное партнерство» открывает перед нашей страной ряд возможностей:


в социально-экономической сфере: поступательное и взаимное открытие рынков, создание зоны свободной торговли, привлечение целевого финансирования ЕС под внутренние программы регионального развития;


в политической сфере: статус участника «Восточного партнерства» позволит Беларуси заключить с ЕС необходимое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, что будет  способствовать обеспечению эффективной координации с ЕС по вопросам реализации партнерства, расширит  возможности по продвижению белорусских интересов и укрепит позиции Беларуси в Европе;


в сфере миграции и безопасности: либерализация визового режима с последующим введением бесплатных виз для граждан Беларуси и ЕС, а в долгосрочной перспективе – установление безвизового режима; активизация сотрудничества с ЕС по вопросам борьбы с нелегальной миграцией, модернизации инфраструктуры пограничного контроля и развитие потенциала правоохранительных и судебных органов в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью по стандартам ЕС;


в сфере энергетической безопасности: совместное с ЕС решение вопросов диверсификации и долгосрочного энергообеспечения и энерготранзита, совместимости и взаимной интеграции электроэнергетических сетей, а в среднесрочной перспективе – создание общего и диверсифицированного энергетического рынка;


в сфере государственного строительства: привлечение целевого содействия ЕС для повышения эффективности органов государственного управления в рамках специальной Программы всеобъемлющего институционального строительства;


в финансово-инвестиционной сфере: полноценное сотрудничество с ЕС в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства; привлечение кредитно-инвестиционных ресурсов Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также Инвестиционного механизма соседства.


Сегодня наша страна проводит ответственную разностороннюю  внешнюю политику и играет все более значимую роль в общеевропейских процессах.


Беларусь обеспечивает функционирование ключевых транспортных и энергетических коммуникаций, содействует борьбе с нелегальной миграцией, наркотрафиком, международным терроризмом, способствует укреплению военно-политической стабильности в европейском регионе.


Базовой основой стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности и сбалансированности внешнеполитических направлений.


Неотъемлемые черты этой стратегии – прагматизм, последовательность, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности и находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.


В своей внешнеполитической деятельности Республика Беларусь исходила и исходит из убеждения, что в современных условиях стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и сотрудничества, при-званных обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, экономической, военной, гуманитарной и иных сферах.


В настоящее время движение мирового сообщества от однополярного устройства в сторону многополярности сопровождается возникновением новых центров силы. Их борьба за лидерство порождает  глобальные противоречия, которые чреваты очередным переделом сфер влияния и нарушением существующего  миропорядка.


Выполнение задач, поставленных Главой государства по дальнейшему развитию взаимоотношений с Европой, равно как и с другими государствами мира, будет способствовать последовательной реализации нашей главной национальной идеи – построению сильной и процветающей Беларуси, государства для народа.


Таким образом, дальнейшее продвижение вперед складывающегося диалога Беларуси с ЕС, безусловно, будет зависеть от взаимных шагов. Однако уже сегодня очевидно, что и ЕС, и ряд иных европейских институтов, включая ОБСЕ, Совет Европы и правительства европейских стран, все более отчетливо осознают значимость республики как ответственного партнера в международной, экономической и политической сферах.


Наша справка:


Успешное взаимодействие с более чем 100 государствами мира  в предыдущие годы обеспечивало стабильный рост экспорта Гомельской области (за 2004-2008  – 322%, темпы роста экспорта за 2004 г. – 163,6%, 2005 г. – 126,5%, 2006 г. – 118,1%, 2007 г. – 132,4%, 2008 г. – 136,4%) и внешнеторгового сальдо. 75% объемов выпускаемой продукции экспортируется.


Экспорт мясомолочной продукции в 2008 году составил 180,3 млн долл. США или 138% к уровню 2007 года. По мясной отрасли обеспечен темп роста экспорта продукции 236%, по молочной 130%.


Предприятиями Гомельской области в 2008 г. поставлено на экспорт от общего объема реализации масла животного – 60,8%, казеина технического – 100 %, сухого обезжиренного и цельного молока – 82,7% и 77,5% соответственно, цельномолочной продукции – 13,7%, консервов молочных – 74,7%, сыров твердых – 43,5% от общего объема реализации. За 4 месяца текущего года  темп роста по реализации молочной продукции на экспорт в натуральных показателях  по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос, за исключением молочных консервов, и  составил от 130% (по цельномолочной продукции) до 424% (по сухому цельному молоку).


В настоящее время молочная продукция Гомельской области поставляется в десять стран: Россию, Казахстан, Украину, Кыргызстан, Молдову, Грузию, Азербайджан, Польшу, Германию, Мексику. 


Основным покупателем является Российская Федерация. Поставки в Россию в 2008 г. составляли 81,5% от  общего объема реализации продукции на экспорт,  за 4  месяца текущего года – 76,4% от общего  объема экспортных отгрузок.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *