Нарушение зрения у детей

Здоровье

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности, витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.


Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. При рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением.


Однако от 3 до 7 лет причиной понижения зрения у детей бывает близорукость. Кроме того, в 2–3-летнем возрасте наиболее активно формируется работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может возникнуть косоглазие.


Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие. Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость.


Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы, необходимо объединить усилия врачей, учителей, родителей в борьбе с возникновением зрительных расстройств и их прогрессированием.


Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах – построение учебного дня в школе, организация уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время – имеют прямое отношение к работе учителя.


В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Дети часто читают, склонившись, на очень близком расстоянии. Эти раздражители впервые систематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенные трудности.


Врачами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляющиеся к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. 


В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.


На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.


Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.


Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшают общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10–20-минутные перерывы после 2 часов непрерывных занятий.


Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях. Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятия в кружках, факультативах и т.д., что ведет к чрезмерной перегрузке всего организма, в том числе и зрительного анализатора. Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Они являются дополнительной нагрузкой для  глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.


Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Но лучше всего  расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.


Смотреть телевизор следует в освещенной комнате. Детям младшего школьного  возраста  следует  смотреть  только  дневные  передачи  не  более часа. В старшем школьном возрасте следует ограничивать телепросмотр до 3 часов в день.


А. Устинович, врач-окулист.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *