Три сестры – три партизанки

Общество

Начало войны 1941-го года… После упорных, ожесточенных боев наши войска оставили крепость и город Брест. Немецкие солдаты ступали по советской земле, причиняя большие страдания мирным жителям. Упорные бои велись уже в предместьях Пинска, Лунинца.


Из Полесского облисполкома в районы поступили указания угнать весь колхозный скот на восток страны. В колхозе «Революция» Ельского района эту важную работу поручили одному из старейших тружеников Демьяну Андреевичу Рабчинскому. Вместе с двумя колхозниками он выполнил ответственное поручение. А работа была не из легких. Надо было  дать скоту передышку, накормить его и подоить накопившееся у коров молоко. И здесь на помощь приходили крестьяне из соседних деревень. Миновали Городню, были видны очертания Орла, а до конечной остановки – города Воронежа – оставалось более двухсот километров. Преодолев все трудности, коровы, молодняк были уже в восточных колхозах области. Руководители хозяйств приняли их, и кочищанцы получили добро на возвращение. За считанные дни они добрались до своей деревни. Там уже немецкие изверги наводили свой «порядок», жестоко расправлялись с мирными жителями, которые помогали партизанам.


Как-то за обеденным столом Демьян Андреевич, обращаясь к своим дочерям, спросил у них, как они думают жить дальше. Старшая Анна сказала: «Мы уйдем в лес, в расположение 37-й Ельской партизанской бригады». Ее поддержали Катя и Мария. Не теряя времени, девушки, попрощавшись с родителями, ночью  ушли к народным мстителям. Там они были тепло встречены. Анна готовила еду партизанам, а Катя и Мария с первых дней участвовали в боевых операциях. Это они, комсомолки, не щадя своей жизни, вместе с опытными партизанами устраивали диверсии на железной дороге.
А как лестно отзывались о сестричках-партизанках секретарь подпольного райкома партии Зуся Яковлевич Черноглаз и командир партизанской бригады Антон Степанович Мищенко! В послевоенное время они рассказывали нам, фронтовикам, о славных делах ельских партизанок.
Отец сестер Рабчинских Демьян Андреевич за связь с партизанами был расстрелян.


Хочу вспомнить еще об одной операции, проведенной партизанами. «Перед партизанами ставилась задача уничтожить фашистского палача, ставленника Гитлера гебитскомиссара Гарке. И народные мстители ее выполнили, – рассказывал Антон Степанович Мищенко. – 22 апреля 1942 года на рассвете партизаны у дороги Скородное–Кузьмичи устроили засаду. На высокий дуб залез наблюдатель. Все терпеливо ожидали его сигнала. Прошел час, другой. И вдруг его сигнал: едут. Впереди шли два полицая. Партизаны их пропустили. Вскоре показался целый обоз. Были слышны пьяные голоса. Предполагалось, что будет человек двадцать охраны, а тут добрая сотня фашистов. Гитлеровцы, ехавшие на передней повозке, что-то заметили и крикнули, но в это же время прогремел взрыв. Многие повозки повернули обратно. Партизаны продолжали стрелять. У наших был всего один ручной пулемет, четыре автомата и винтовки, но внезапность нападения помогла им победить. Партизаны убили гебитскомиссара Ельского и Наровлянского районов Гарке, его заместителя, начальника жандармерии, двух жандармов и двух полицейских. В том бою были захвачены трофеи: ручной пулемет, винтовки, пистолеты, а самое главное – партизаны раздобыли немецкую форму, которая помогла им в дальнейших боевых операциях».


Ельские партизаны приняли непосредственное участие в «рельсовой войне». Ими было положено взрывное устройство, в результате чего фашистский эшелон с живой силой и техникой по железной дороге Ельск– Овруч был пущен под откос. На этом участке движение поездов было прекращено на несколько дней.
     



Отважный офицер


Сегодня благодарные потомки и очевидцы военных событий вспоминают имена и подвиги всех, кто в грозные дни Великой Отечественной войны, не щадя своей жизни, сражался за нашу любимую Родину. С отвагой и бесстрашием шли в бой солдаты и народные мстители.


Мой земляк, ельчанин Михаил Митрофанович Панцевич с группой автоматчиков (всего 120 человек) первыми ворвались на юго-западную окраину Минска и нанесли сокрушительный удар по гитлеровцам, пытавшимся взорвать высотные здания города – Дом правительства, Дом ЦК и другие постройки. За мужество и отвагу Михаил Митрофанович был награжден орденом Красного Знамени, а автоматчики – орденами Красной Звезды.


Полк, которым командовал отважный офицер, принимал непосредственное участие в освобождении от немцев Лунинца, Кобрина, Бреста, Варшавы и отличился в боях.


Михаил Панцевич неоднократно был ранен, но после выздоровления опять возвращался в действующую армию.


– Наш отец, – вспоминают дочери Людмила и Татьяна, – видел на войне много горя, но там же он нашел и свое счастье: медсестра Верочка стала верной подругой и спутницей жизни. Русская девушка из города Горький обрела свою вторую родину в Белоруссии – в Ельске. Здесь она после войны родила четверых детей, дождалась внуков и правнуков.


История Михаила Панцевича служит ярким подтверждением того, что настоящий патриот всегда должен быть верен своему народу, Родине и высоким моральным принципам.


Моисей Дворецкий, ветеран Великой Отечественной войны



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *