Регулирование споров

Общество

Информирование населения об актуальных изменениях в вопросах отправления хозяйственного правосудия является одним из важных направлений деятельности Хозяйственного суда Гомельской области. Наш собеседник председатель хозяйственного суда Гомельской области, председатель Гомельского отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», заслуженный юрист Республики Беларусь Николай Данченко отвечает на вопросы читателей.


– С 31 января 2011 вступил в силу Закон Республики Беларусь № 241-З от 10.01.2011 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». В связи с этим хозяйственное судопроизводство претерпело значительные изменения. Расскажите о них подробнее,  а также о проблемах, с которыми столкнулись субъекты хозяйствования при обращении в хозяйственный суд.


– Внесенные в хозяйственное судопроизводство изменения сделали для сторон более привлекательными упрощенные способы разрешения конфликтов (приказное производство и примирительная процедура), что в свою очередь позволило уменьшить нагрузку на исковое производство, предоставив суду возможность сосредоточиться на рассмотрении более сложных категорий дел, требующих более пристального внимания. Кроме того, законом увеличены ставки государственной пошлины за подачу имущественного иска в суд и установлен обязательный досудебный, в том числе претензионный, порядок урегулирования спора с ответчиком.


Надо отметить, что субъекты хозяйствования недостаточно оперативно отреагировали на эти изменения, что в свою очередь повлекло увеличение относительного показателя возвратов исков.


– Николай Анатольевич, какие основные нарушения допускают субъекты хозяйствования при обращении  в Хозяйственный  суд с исковым заявлением?


– Во-первых, основным нарушением является непредоставление документов о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.


Согласно гражданскому законодательству, до обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями установлено общее правило – обязательное предъявление претензии, если иное не установлено законодательными актами или договором.


Требования к форме и содержанию претензии установлены приложением к Хозяйственному процессуальному кодексу. Составление претензии по утвержденной форме и содержанию позволит субъектам хозяйствования при осуществлении досудебного урегулирования спора более конкретно выявить основания и предмет предъявляемых требований.


Направлять претензию получателю следует заказной корреспонденцией с обратным уведомлением либо вручать под роспись, поскольку в противном случае могут возникнуть сложности с доказыванием самого факта ее направления.


Вторым, наиболее распространенным нарушением, допускаемым субъектами хозяйствования, является отсутствие документов, подтверждающих уплату государственной пошлины.


– Какие изменения произошли при обращении в Хозяйственный суд в упрощенном порядке?


– В Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь включены нормы о примирительной процедуре, которая может применяться по ходатайству одной или обеих сторон, либо по инициативе суда на всех стадиях хозяйственного процесса (ранее процедура посредничества могла использоваться только в суде первой инстанции). При этом, если при подаче иска стороны направляют в суд согласованное ходатайство о назначении примирителя, госпошлина уплачивается в размере 50 % от установленной ставки.


В случае, если  примиритель назначен по инициативе суда, стороны в течение 7 дней с момента вынесения определения вправе представить свои возражения.


Расширен перечень оснований для рассмотрения дел в порядке приказного производства (без судебного разбирательства и вызова сторон, только по заявлению взыскателя). Так, в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до ста базовых величин (3,5 млн руб.).


При этом в сумму требований могут включаться пеня и проценты.


Кроме того, уменьшился минимальный размер ставки госпошлины за рассмотрение заявлений о возбуждении приказного производства: при сумме требования до 3,5 млн руб. госпошлина составляет 70 тыс. руб., если сумма требования свыше 3,5 млн руб., госпошлина по-прежнему взимается в размере 175 тыс. руб.  Данное производство очень экономично как для взыскателя, так и для должника.


Александр Смоляр



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *