Многое пришлось пережить…

Общество

В деревне Подгалье Ельского района тихо и скромно живет со своей женой бывший воин-интернационалист, кавалер ордена Славы III степени, Николай Сугак. Участник советско-венгерского конфликта 1956 года.


«…Рискуя своей жизнью, рядовой Николай Сугак, автоматчик 1-ой стрелковой роты 381-го парашютно-десантного полка 31-ой гвардейской воздушно-десантной дивизии вынес двух раненых товарищей из горящего дома… Был тяжело ранен…», – отмечено в выписке из приказа о награждении высокой правительственной наградой. Николай Максимович, несмотря на то, что прошло более пятидесяти лет с тех «горячих» событий, помнит все до мельчайших подробностей: по его воспоминаниям можно писать книгу…


В советское послевоенное время в армии служили три года. Молодого парня Николая Сугака из д. Казимировка на службу призвали осенью 1954 года. Провожали новобранцев всей деревней. Матери и невесты по обычаю плакали, хотя явного беспокойства не было. Ведь не прошло еще и десяти лет, как закончилась самая страшная и кровопролитная война в истории человечества. И никто даже и мысли не допускал, что подобное может повториться. Люди строили планы на мирную и счастливую жизнь…


Воинская часть, в которой служил Николай, находилась в Житомирской области, под г. Новоград-Волынский (крупный железнодорожный узел). Служба проходила спокойно, пока однажды дивизию, в которой служил Николай, не подняли по тревоге и срочно перебросили воздушным путем в Венгрию, входившую, как и СССР, в Варшавский договор.


– Куда и зачем летим, мы не знали, – рассказывает Николай Максимович, – но ничего хорошего, конечно, мы не ожидали. Так и вышло… В Венгрии произошел государственный переворот. Крупные административные центры захватили мятежники. Как нам тогда объяснили, враги Советского Союза хотели установить в Венгрии капиталистический строй, а мы должны были  этому воспрепятствовать. Перед нашим полком была поставлена боевая задача: отбить у противника город Веспрем и разоружить его почти тысячный гарнизон. Надо признать: венгры оказывали яростное сопротивление. Устраивали засады, обстреливали нас из всех видов оружия. Стреляли из окон верхних этажей, подвалов, с крыш… Нам был дан приказ: «Любой ценой взять Веспрем!» И мы его выполнили. Спустя несколько часов кровопролитных боев противник сдался – 600 человек взяли в плен… Были большие потери как с нашей стороны, так и среди повстанцев…


Участвовал Николай Максимович и во взятии Будапешта.


В Будапеште Николай Сугак получил тяжелое ранение (почти все его тело было иссечено осколками от разорвавшейся гранаты, брошенной мятежником из окна верхнего этажа), почти вся разведрота погибла… Его, истекающего кровью, замерзшего, полуживого, подобрали свои уже утром. Никогда не забыть ему мертвых товарищей, которых так и не дождались из армии их матери и отцы. Советских солдат, погибших в Венгрии в ноябре 1956 года, похоронили на чужбине.


Многое пришлось пережить Николаю Максимовичу. И боль от потери товарищей, которая гораздо мучительнее собственной боли, и унижение, и обиду…


– До сих пор не пойму, за что мы тогда воевали, – с болью в голосе восклицает бывший воин-интернационалист. – За Варшавский договор, которого уже давным-давно нет?! За социализм, который никому счастья не принес?! Не знаю…


Жанна Найман



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *