Узнав об освобождении Ельска, мы плакали от счастья

Общество

В Ельском краеведческом музее состоялась встреча учащихся 6 класса СШ № 1 г. Ельска с ветераном труда, очевидицей Великой Отечественной войны Екатериной Белоусовой.
IMG_4358

Ребята и сотрудники музея с большим интересом слушали рассказ убеленной сединой женщины о далеких военных событиях. Екатерина Порфирьевна рассказала ребятам о своем военном детстве, о том, как их семья помогала партизанам-сабуровцам, как люди в те страшные годы страдали от голода, холода, тифа, гибли от гитлеровских пуль и бомбежек…

Родилась Екатерина Белоусова в 1933 году, в деревне Остров. В семье ее родителей, простых сельских тружеников, было семеро детей. В годы сталинских репрессий отца незаконно осудили и сослали на крайний север. Старшего брата Степана перед самой войной призвали в Красную Армию. На фронтах Великой Отечественной войны сражались и два других брата – Николай и Петр.

Дети войны быстро взрослели, столкнувшись с безжалостным Молохом, уничтожавшим все на своем пути. Екатерина Порфирьевна хорошо помнит, как едва живым вернулся домой ее брат Николай, бежавший из фашистского плена. Помнит, как мать лечила его от тифа, а потом вся деревня переболела этой страшной болезнью, унесшей не одну человеческую жизнь. Когда партизанский отряд Сабурова остановился в лесу, недалеко от д. Шарин, Николай ушел к партизанам.

По ночам мать Катерины вместе со старшими дочерьми пекла хлеб для сабуровцев, который прятали в лесу. А днем 10-летняя Катя (это было в 1943 году) показывала посыльным от партизан, где находился съестной тайник. И сама она не раз бывала в отряде… Несколько раз по заданию брата-партизана девочка ходила в Ельск, где считала немецкие огневые точки. И со смертью приходилось ей столкнуться лицом к лицу…

Когда Остров оккупировали немцы, маленьким детям матери запретили выходить на улицу. Но однажды Катя вместе с соседской девочкой тайком от мам убежали из дому, чтобы посмотреть на колонну танков, двигавшихся по шоссе мимо их деревни. Немецкие танкисты по детям открыли огонь из пулемета. Подружку убили прямо на глазах Кати…

До сих пор с ужасом и болью вспоминает Екатерина Порфирьевна трагическую гибель своей маленькой подружки.

Когда фронт приблизился к Ельску, жители Острова ушли в Александровский лес, где почти всю осень и начало зимы 1943 года жили в куренях. Во время налета вражеских самолетов, бомбивших и обстреливавших леса, в которых укрывались партизаны и мирные жители, Катя вместе с родными прятались под корнями поваленных деревьев. Когда в лагерь беженцев кто-то принес радостную весть об освобождении Ельска от оккупантов, все плакали от счастья.

Вернувшись в родную деревню, жители Острова увидели жуткую картину: вместо домов и хозяйственных построек дымились пепелища да торчали задымленные печные трубы. Катиной семье повезло: их хата почти не пострадала от огня, лишь один угол обвалился. Как оказалось, в их доме располагался немецкий прифронтовой госпиталь (в комнате были деревянные нары). На стене углем кто-то из раненых написал по-немецки слово «мир» (Frieden). Видимо, к тому времени и немцам война надоела…

К великому счастью Екатерины Порфирьевны, все ее родные выжили. Первым с войны вернулся в отчий дом после лечения в госпитале раненный в руку младший брат Петр. Брат Николай участвовал в освобождении Украины от немецко-фашистских оккупантов, сражался с бандеровскими бандами, безжалостно убивавшими всех, кто сотрудничал с Советской властью. Он вернулся домой 1 мая 1946 года вместе с молодой женой-украинкой и старшим братом Степаном, с которым случайно встретился на вокзале. После войны выпустили из ГУЛАГа и отца Кати. Он, истощенный и больной, едва передвигался, но родные выходили его (прожил он 93 года).
Старшие сестры также остались живы. Благодаря матери, избежала угона в Германию сестра Мария, которая по совету матери высекла себя крапивой. Страшные волдыри на теле девушки отпугнули немецких наемников, и это спасло ее от немецкого рабства.

Когда соседки с завистью говорили Катиной маме: «Повезло тебе, Пелагея, все твои живы остались», та спокойно отвечала: «А я своих сыночков и мужа у Бога вымолила».

Жанна Найман



1 комментарий по теме “Узнав об освобождении Ельска, мы плакали от счастья

  1. Да, намучились наши люди во время войны…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *