Цвела сирень, и люди плакали от счастья

Общество

Именно таким запомнился день 9 мая 1945 года Нине Шабете (Ильюченко). Ей в то время было 5 лет. Узнав, что окончилась война, маленькая девочка каждый день бегала на железнодорожную станцию Ельск и ждала поезд, в котором вернется с войны ее дорогой папочка – Макар Маркович Ильюченко.

Шабета-Нина
Только не знала маленькая Нина, что ее отец, рядовой Ильюченко, 1915 года рождения, умер от ран в 1942 году…
– Наверное, никто так не ждал отца, как я, – вспоминает Нина Макаровна. – Мне мама о нем много рассказывала. Они поженились перед самой войной, в 1939 году. Отец был вдовцом. От первого брака у него остался сын Адам. Правда, его бабушка по материнской линии не отдала отцу (брату в то время года два было). Она не захотела, чтобы мачеха его растила. Но мама моя была очень доброй. Я уверена, что она относилась бы к Адаму, как и к нам с сестрой. Я родилась в 1940-м, а сестра Люда – в 1942 году (папа даже не знал, что у него будет еще одна дочь).
До войны родители мои жили в поселке Спиртзавод (ныне поселок Добрынский). Отец работал на заводе. Папу моего там все уважали. Высокий, стройный, красивый, он располагал к себе интеллигентными манерами, правильной речью. Был очень ответственным, добрым, ни с кем не ругался…
В 1940 году отца призвали на финскую войну. Папа мой был человеком грамотным, почерк у него был каллиграфический, поэтому его взяли в штаб писарем. После возвращения с финской войны он недолго побыл дома. Вскоре началась Великая Отечественная война, и папу в первую мобилизацию призвали на фронт. Где он воевал, я не знаю. После освобождения нашей территории от оккупантов мама получила извещение, в котором говорилось, что отец наш был тяжело ранен в бою и умер в госпитале в 1942 году. К сожалению, я не знаю, где он похоронен.
Во время войны, оставшись с двумя маленькими детьми, мама переехала в Ельск, где жили ее родственники. В самое трудное военное время от голода нас спасали мамины наряды, которые перед войной накупил ей отец. Мама продавала вещи и покупала для нас еду.
Я очень хорошо запомнила и день освобождения Ельска, и день Великой Победы. Утром, 11 января, раздался громкий стук в окно, и мы услышали радостный крик соседки: «Лиза, вставай, наши Ельск освободили…» Мы вздохнули с облегчением… Плакали от радости, что остались живы.
День 9 Мая выдался солнечным, ярким. Повсюду цвела сирень… Женщины в цветастых платьях с ветками сирени – и плакали, и смеялись… На улицах в этот день было много народу. Все обнимались, целовались, радовались, что наконец-то закончилась эта страшная война, унесшая столько человеческих жизней…
Я до сих пор без слез не могу смотреть фильмы о войне, которая отняла у меня отца.

Жанна Найман

и из семейного альбома Нины Шабеты



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *