Решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать

Актуальное

Главная социальная интрига последнего времени разрешилась — в Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. Таким образом, с 2017 года пенсионная система вступает в следующую — историческую, иначе не скажешь — фазу своего развития.

К этой новой реальности нужно готовиться всем — обществу, экономике, государству. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

ковальков-

— Валерий Валерьевич, с 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно — ежегодно на 6 месяцев — повышается для мужчин до 63 лет, для женщин — до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что этот вопрос вызывал даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.
— В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент — демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет — и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем — таковы прогнозы экспертов.

— Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?

— Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий. За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тысяч. Сейчас насчитывается 2 млн 354 тысяч таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тысяч — это плюс 90 тысяч человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств — порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м — 5,2%, а в 2030-м — почти 20%.
Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тысяч человек. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина — на год позже.

— Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг…

— Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года — они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года — в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года — в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года — в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года — в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года — в 58/63 года. Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.
При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии.

— Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли «возрастные» границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?

— В указе № 180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста — контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

— А сохранятся ли пенсионные льготы?

— Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.

— Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста?

— Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году — уже 78.
Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин — на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.
Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин — 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет — 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин — 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста — 26 лет, для достигших 60 лет — 21,8 года, для достигших 70 лет — еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.
С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей. Хочу подчеркнуть: решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, впоследствии мы не смогли бы уже повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.

По материалам БелТА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *