Тема несчастных случаев, участниками которых становятся дети или подростки, всегда вызывает резонанс среди читателей и пользователей интернета. Нередко повышенный интерес СМИ к проблеме провоцирует еще больший всплеск похожих происшествий.Корреспондент «Гомельскай праўды» обсудила с заведующим организационно-методическим отделом Гомельской областной клинической психиатрической больницы, психиатром-наркологом Рустамом Левковским, чем опасны новости о суицидах.
Случай 1. В январе в Гомеле спасли девушку, которая хотела совершить самоубийство, спрыгнув с многоэтажки в районе остановки «ЗИП». Публикация на одном из интернет-ресурсов сопровождалась роликом, снятым как раз в тот момент, когда школьница сидела на балконе 16-го этажа. При этом видеоряд дополнен мрачной музыкой, а текст — фотографией девушки. Как врач вы одобряете публикацию таких подробностей?
— Независимо от того, был ли это суицид или только попытка самоубийства, нельзя размещать в публикациях данные, по которым можно распознать человека. Еще хуже — сопровождать видео депрессивной музыкой или песней. Подростки могут воспринять такие ролики как возможность прославиться и начать копировать подобное поведение, дабы привлечь к себе внимание.
Активный интерес к теме смерти может спровоцировать эффект Вертера — массовую волну подражающих самоубийств, которые совершаются после суицида, широко освещенного телевидением, газетами, другими СМИ, описанного в популярном произведении литературы или показанного в кинофильме. И чем пикантнее описан случай, тем больше шансов вместо одной трагедии получить несколько.
— Даже осознавая риск, некоторые СМИ продолжают публиковать такие новости…
— Во все времена тема суицидов была горячо обсуждаема. Такие случаи никого не оставляют равнодушными — одни высказывают соболезнования, другие осуждают, третьи занимают нейтральную позицию. Сама возможность прокомментировать новость также сказывается на интересе пользователей. По сути, это эмоциональная защитная реакция. Кто-то разделяет боль с близкими, кто-то наоборот — с помощью цинизма и сатиры пытается подавить свой страх, отвести от себя подозрения.
Разумеется, коммерческий интерес здесь также присутствует. Но крайне важно, чтобы ресурсы понимали, к чему может привести их гонка за просмотрами и привлечение рекламодателей. К сожалению, на такие сайты практически нельзя повлиять. Возможно, есть смысл побеседовать непосредственно с администраторами, чтобы как-то воспрепятствовать безответственному освещению суицидов.
Случай 2. 6 января на территории гимназии № 36 Гомеля было найдено тело парня в петле. А 10 января появилась информация о еще одном молодом человеке с петлей на шее на территории Урицкой средней школы. Можно ли второй случай считать проявлением эффекта Вертера?
— Расследования по этим делам еще не завершены, поэтому нельзя сказать, что второй случай произошел из-за большого информационного резонанса первого. Но происшествия схожи. Школьные дворы — большие территории, которые огорожены и в ночное время не доступны никому, кроме сторожа. А что нужно для совершения такого поступка? Уединенное тихое место. И человек, который регулярно читал подобные новости, при появлении суицидальных мыслей может неосознанно выбрать уже готовое решение, находящееся в подсознании, — пойти и свести счеты с жизнью на территории школы.
— Как в таком случае лучше подавать информацию?
— Если эта тема все-таки преподносится общественности, то необходимо минимально описывать подробности. Особенно — способы и причины самоубийства. Нередко в СМИ говорится, что трагедия случилась из-за неразделенной любви, влияния соцсетей, плохих отношений с родителями. Не стоит романтизировать поступок. Зачастую суицид является следствием комплекса социальных и психологических проблем, многие из которых поддаются лечению.
Вместе с тем нужно объяснять людям, что самоубийство — не выход. И какой бы безнадежной ни казалась проблема, если задаться целью, можно ее решить.
Также не будет лишним публиковать истории подростков, которые справились со своими тревогами и не прибегают к крайним мерам.
Еще важно избегать «поиска виновного». Это одна из распространенных психологических защит людей, переживающих потерю близкого. В интернете особенно опасно, поскольку по комментариям и сообщениям есть возможность найти подходящего под описание «виновного». В этом случае можно спровоцировать травлю. И не справившись с эмоциональным и психологическим давлением, человек также совершит необдуманный поступок.
Случай 3. В Перми двое подростков ворвались в класс и порезали учителя и учеников четвертого класса. В Бурятии девятиклассник с топором напал в школе на учительницу и детей. После этих случаев многие стали обвинять педагогов в том, что дети не получают в школах надлежащего воспитания…
— К счастью, подобных трагических случаев в Беларуси не было. После распада СССР в течение десяти лет функция воспитания была снята с учебных заведений. Последние десять лет в наших школах вновь стали уделять этому внимание. Однако требуется время.
Сотрудники нашего учреждения стараются посещать родительские собрания, проводить информационные часы и рассказывать, как правильно общаться с ребенком. Вроде бы взрослые и загораются идеей поговорить со своим чадом о его увлечениях, планах, даже спланируют сходить куда-нибудь вместе. И не исключено, что разговор состоится в первый вечер после собрания. Но простыми разговорами проблему того, что два поколения совершенно не понимают друг друга, не решить.
Для гармоничных отношений нужно хотя бы 20 — 30 минут в день по-настоящему уделять внимание своему ребенку: общаться на темы, которые ему интересны, сходить в поход, посмотреть вместе мультфильм или сериал, а потом обсудить увиденное. Если в первые 10 лет принимать активное участие в жизни ребенка, то он не полезет на крышу или в петлю из-за того, что у него не складывается личная жизнь.
© Правда Гомель