Будит тишину колокольный звон… Ельчане побывали в Хатыни

Год исторической памяти Общество

Об ужасах войны и злодеяниях фашистов на нашей земле говорят живые свидетели – ветераны и участники войны, кадры фильмов, тома книг, а также мемориалы и братские могилы. О трагедии сожженных деревень можно узнать, побывав на месте деревень Круглое, Копанка, Заболотье Ельского района или же посетив Хатынь…

Побывать в Хатыни смогли и ельчане. Ельским районным объединением профсоюзов недавно была организована экскурсия для профсоюзного актива, членов первичных профсоюзных организаций образования, здравоохранения, мебельной фабрики и других организаций.

– В экскурсии по маршруту Ельск – Хатынь –  Дукора – Ельск приняло участие 46 членов профсоюза, из них 8 детей в возрасте 8 – 14 лет, – пояснила председатель районного объединения профсоюзов Елена Захаренко. – Нам очень хотелось, чтобы ельчане побольше узнали о военной истории, побывали в скорбном месте – Хатыни и воочию увидели мемориал сожженным деревням. За годы войны навсегда исчезли с карты нашей страны 186 деревень. Уже никогда не получится прогуляться по улицам деревень Заболотье, Круглое, Копанка, сожженных фашистскими варварами во время войны… Из каждого места этого печального списка в мемориальном комплексе «Хатынь» в небольших черных урнах собрана земля, напоминая всем о жуткой трагедии.

Трагедия в Хатыни произошла 22 марта 1943 года…В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей.

– Каждый раз, когда вижу, слышу или читаю эти цифры, по телу пробегает дрожь, – делится впечатлениями бухгалтер Ельской мебельной фабрики Юлия Боровая. – А стоя на месте трагедии в Хатыни во время экскурсионной поездки, сил едва хватило, чтобы сдержать слезы. Знаете, я впервые побывала в Хатыни в школьные годы, но до сих пор помню каждое слово экскурсовода.  Мы ездили в Хатынь зимой, и этот колокольный звон долго звучал в сердце, как набат, о котором нужно помнить всегда. Считаю, что о подобных местах дети должны узнавать как можно раньше. Только тогда они смогут ценить мир и покой, в котором живут. А фашизм, который сейчас снова поднимает голову на Украине и на Западе, – это зло, и очень страшно от того, что может случиться новая война. Не дай Бог нам и нашим детям пережить то, что пережили наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны. Не дай Бог!

Давно мечтала побывать в Хатыни председатель первичной организации Ельской мебельной фабрики Лидия Радько, да все как-то не получалось. А вот недавно она вместе с десятью работниками фабрики посетила это скорбное место.

– Здесь все напоминает о страшной трагедии, – рассказала Лидия Радько. –Общаться на территории мемориального комплекса хотелось только шепотом или вполголоса. Хатынь – это место тишины, которую каждые 30 секунд прерывает перезвон колоколов. Впечатлила шестиметровая скульптура монумента – «Непокоренный человек». Кажется, что пожилой крестьянин будто только что вышел из горящего сарая. Вид у него и скорбный, и гневный. Чувствуется, что он смертельно устал, почернел от голода и горя. В крепко сомкнутых устах и страшных, невидящих глазах старика можно увидеть крик невыразимой боли: «За что? Что он вам сделал, фашистские изверги? За что вы убили его?». С уроков истории помню, что у образа этого худощавого мужчины, изображенного в скульптуре, был реальный прототип – Иосиф Каминский, единственный из взрослых, кому удалось живым выбраться из пламени.

Экскурсия продолжилась у гранитной крыши сарая.Именно здесь находился амбар, куда каратели согнали жителей деревни и заживо сожгли ни в чем не повинных людей. Ельчане прошли по клинообразной дороге из мрамора, символизирующей последний путь жителей Хатыни. А на Венце Памяти из белого мрамора, который возвышается над братской могилой, прочли надпись: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

– Невообразимо взволновала сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет… – вспоминает Лидия Радько. – На кладбище деревень, сожженных фашистами, мы отыскали наши деревни – Копанку, Круглае и Заболотье, исчезнувшие с карты Ельского района, но навсегда оставшиеся в памяти потомков. Нельзя забывать о войне, которая затронула каждого жителя нашей страны, каждую семью. Мы обязаны помнить о защитниках Родины и эту память передать детям и внукам, чтобы никогда больше мы не видели войны.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *