Надежда белорусов на качественный народный автомобиль становится реальностью

Актуальное Новости республики Экономика и бизнес

Большегрузные машины, карьерные самосвалы и тракторы made in Belarus давно стали национальным достоянием, и эту продукцию сегодня узнают во всех уголках мира. Не испытывают особых проблем в поиске своего места на внутреннем и внешних рынках белорусские электробусы. И вот уже ведет свою историю и отечественный легковой автопром, уверенно конкурируя с популярными мировыми производителями.

Фото из архива «СБ»

Александр Лукашенко:

— У нас будет свой белорусский автомобиль. Коль мы уж за это зацепились, то мы дойдем до производства собственного абсолютно, почти 100-процентного автомобиля белорусского. Качественного автомобиля.

11 августа 2023 года, из выступления перед работниками организаций в Национальном аэропорту Минск.

07-04-2022 Борисов. Cовместное белорусско-китайское производство автомобилей Geely СЗАО «БЕЛДЖИ». Главный сборочный конвейер. Промышленность, машиностроение, автомобилестроение, Джили. Фото Юрия Мозолевского

Под собственным брендом

Известный белорусско-китайский автомобильный проект называли слишком смелым, учитывая, что в этой промышленной нише всегда было тесно. Но принятое Президентом решение об организации собственного производства легковушек было верным. Новый завод дал рабочие места и зарплаты не только Борисову, но и смежникам, которые делают автомобиль все больше белорусским. Кроме того, предприятием начат выпуск техники под собственным брендом BelGee X50. В ближайших планах также производство еще двух моделей под отечественным именем. По словам директора СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, собственный бренд дает больше возможностей. В том числе появляется перспектива самостоятельно регулировать все процессы и определять условия продажи.
Действительно, создание собственного бренда существенно изменит ситуацию для завода: головная китайская компания открывает доступ к тем производителям, которые поставляют комплектующие. Это дает намного больше прав в выборе деталей и агрегатов. Теперь белорусский автопроизводитель сможет самостоятельно решать, где и какие детали заказывать. Шины, стекла, аккумуляторы, навесные элементы кузова, а в перспективе и отдельные кузовные элементы в сборе могут быть белорусского или российского производства. Не стоит забывать, что сегодня в Союзном государстве освободилось достаточно много площадей под автомобильное производство, а технологический потенциал России и Беларуси позволяет эти мощности загрузить.
Выпуск авто под собственным брендом — один из путей решения вопроса локализации производства. Успешно проведены испытания «Белшины» и белорусских аккумуляторов. Все, за что не платятся таможенные пошлины внутри Союзного государства, считается отечественным, поэтому используются российские стекла. И этот список постепенно расширяется. Будут не только сварка, окраска, наша сборка, инсталляция, но еще и компоненты, отмечает Геннадий Свидерский.

Курс на ускорение

По словам заместителя Премьер-министра Петра Пархомчика, белорусский автопром развивается ускоренными темпами. В прошлом году было произведено около 30 тысяч автомобилей, и этого количества на рынке было недостаточно. Президент поставил жесткую задачу выпустить в этом году 60 тысяч легковых авто, и она будет беспрекословно выполнена. Уже произведено и реализовано около 40 тысяч машин, и важнейшей задачей становится локализация компонентной базы.

Планы на следующий год у компании «БЕЛДЖИ» большие. Необходимо за короткий период создать штамповочное производство и начать выпуск всех компонентов кузова. Кроме того, нужно запустить и производство по сварке конструкций. Поэтому начинается этап организации дополнительных мощностей, чтобы иметь возможность делать около 80 тысяч машин в год при двухсменном режиме работы.

Белорусская легковушка становится действительно народной, ведь сегодня приходится даже некоторое время стоять в очереди, чтобы ее купить. Как отметил Президент Александр Лукашенко во время общения с работниками организаций в Национальном аэропорту Минск, люди будут покупать этот автомобиль и он хорош прежде всего тем, что он наш. И несмотря на то что Главе государства приходилось первоначально подключаться к решению многих вопросов, связанных с этим грандиозным проектом. Но такие нюансы неизбежны на этапе становления производства и старта продаж, главное, что все это решается и держится на контроле на самом высоком уровне.
Кстати, как отметил вице-премьер, уже существует соглашение с одной из китайских компаний, которая доставила нам два кроссовера на сертификацию. Производство новых моделей не будет пересекаться с производимой СЗАО «БЕЛДЖИ» продукцией. Они относятся к более дорогому сегменту и являются представителями бизнес-класса. В сентябре в Беларусь поступят машинокомплекты для производства. Сборка намечается на предприятии в Обчаке Минского района.

Спрос рождает предложение

Для любого бизнесмена важно, чтобы его продукция продавалась и была востребована. Со сбытом сегодня у белорусского производителя легковушек проблем нет. Более того, чтобы выполнить поручение Президента по наращиванию объемов производства, предприятие работает по 12 часов и без выходных, отмечает Геннадий Свидерский. Чтобы с конвейера сходило еще больше машин, был объявлен дополнительный набор сотрудников. Это говорит о том, что есть большой спрос как на белорусском, так и на российском рынках. Кстати, в 2023-м в Беларуси планируется реализовать примерно 13 тысяч машин, то есть в три раза больше, чем в прошлом году.
Но надо понимать, что производственные объемы невозможно повысить мгновенно — это постепенный процесс. Сказываются и нарушенные в результате санкций логистические цепочки, и в этом отношении сделана перезагрузка. Еще не развиты до конца мощности по перевалке грузов через Владивосток, Казахстан, Санкт-Петербург, но предприятие пользуется всеми доступными каналами, которые освоило в этом и прошлом году.

Когда открывался завод, Президент ставил задачу сделать автомобиль народным. Имелась в виду доступность по цене. Поэтому в стране проходит кампания, которая возвращает цены в справедливое русло, чтобы недобросовестные продавцы не наживались на сложившейся ситуации. Белорусский автопроизводитель тоже борется над снижением себестоимости, подчеркивает Геннадий Свидерский. Но не надо забывать, что завод построен за кредитные деньги, поэтому ежегодно необходимо возвращать инвестиции.

Если мы говорим о народном автомобиле, то в этом году появилась новая модель, которая по своей цене (она ниже 50 тысяч белорусских рублей) становится доступной более широкому кругу. Также существует финансовая программа поддержки отечественных автомобилей, которая позволяет приобретать машины в кредит и лизинг по банковским ставкам ниже, чем ставка рефинансирования. Однако важно помнить, что хорошая продукция всегда имеет соответствующую стоимость. Самый верный способ удешевления продукции — это рост конкуренции. Поэтому предприятие в два раза увеличивает объемы. И если все участники рынка будут двигаться в этом направлении, появится возможность установить более демократичные цены для наших покупателей.

Испытание временем

В Беларуси многие десятилетия производится коммерческая автотехника, завоевавшая популярность во всем мире. Теперь отечественный автопром открыл новую страницу, освоив выпуск легковушек, которые уже успели заслужить доверие водителей, считает член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Денис Карась. Нужно время, чтобы потребитель убедился, что соотношение цена — качество соответствует действительности. Можно считать, что наш «БЕЛДЖИ» такое испытание выдержал.
Санкционная политика, направленная против нашей страны, стимулировала развитие импортозамещения для увеличения уровня локализации производства белорусских автомобилей. Очень перспективным в этом отношении можно считать создание совместных производств не только с Китаем, но и с Россией, Индией, Ираном, которые имеют огромный опыт в этой сфере и мощную промышленную базу.
Сворачивание на территории Союзного государства некоторыми западными концернами продажи не только автомобилей, но и запчастей к ним делает обслуживание реализованных ранее машин нереально дорогим. Если говорить об уровне локализации, то, безусловно, абсолютно все компоненты мы в данный момент делать не сможем. Ведь, несмотря на богатую историю белорусского автомобилестроения, производство легковых автомобилей довольно специфично. Но в определенной перспективе есть все предпосылки для этого, так как страна имеет большой научный и промышленный потенциал. Стоит предполагать, что уровень локализации 80 процентов — вполне реальная цель в близкой перспективе, а если популярность и репутация белорусских легковушек на внутреннем и внешнем рынках будут расти, то можно будет приблизиться и к 100-процентной  отметке, считает Денис Карась.

Будет и свой электромобиль

Машиностроительная отрасль — своеобразный бренд нашей страны, считает экономист Георгий Гриц. В период СССР и во времена суверенной Беларуси всемирную известность приобрели такие марки, как МАЗ, БЕЛАЗ, МЗКТ, МТЗ, Гомсельмаш. В течение последнего десятилетия при поддержке Президента Александра Лукашенко организовано совместное производство легковых автомобилей. Но на этом развитие белорусского автопрома не останавливается.

После введения беспрецедентных санкций Беларусь стала выводить на рынок новую продукцию. Стоит отметить разработку и современных автокомпонентов. В частности, Национальная академия наук активно работает в области создания эффективных аккумуляторов для электротранспорта и других комплектующих для электромобилей. Кстати, во время ежегодной выставки «День электротранспорта» первый заместитель министра промышленности Александр Огородников анонсировал скорое завершение работ над опытным образцом белорусского электромобиля: отечественная модель будет представлена широкому зрителю уже в этом году.

Наличие научного, кадрового и промышленного потенциала в области машиностроения дает предпосылки для возможности привлечения известных зарубежных брендов к созданию на постсоветском пространстве принципиально новых и современных производств легковых автомобилей. Речь идет в первую очередь о китайских партнерах, которые начинают занимать одну из лидирующих позиций на мировом рынке. Довольно интересным в плане сотрудничества может стать и создание совместных автопроизводств с индийскими и иранскими предприятиями, которые также динамично повышают свой рейтинг на международном рынке. Причем привезти машинокомплекты и собрать автомобиль становится уже не совсем актуально да и не всегда экономически выгодно. Сегодня наиболее перспективным выглядит собственное производство с высоким уровнем локализации.

Комплектующие нового поколения

Белорусские ученые и конструкторы создают важнейшие компоненты для электротранспорта. Это силовые двигатели, управляющая электроника, а также сердце любого электромобиля — аккумуляторы. Как сообщили в Национальной академии наук, сегодня производители ориентируются на сборку из литийионных ячеек. В НАН есть три предприятия, которые компонуют аккумуляторные системы. Однако более важно быть готовыми к замене лития. Сегодня просматривается новое направление — натрийионные батареи. В лабораторных условиях уже производятся опытные образцы. Проводятся испытания по количеству циклов и емкости. Работа довольно длительная, но перспективная, и если результаты окажутся положительными, то можно будет вести речь о массовом производстве.

Фото из архива «СБ»

Благодарность руководству Китая

Запуск производства отечественных легковых автомобилей стал еще одной яркой страницей в истории страны. Об этом Президент заявил 17 ноября 2017 года на торжественном открытии нового завода СЗАО «БелДжи»: «Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась». Александр Лукашенко подчеркнул, что за это необходимо поблагодарить руководство Китайской Народной Республики, в частности Председателя КНР Си Цзиньпина.
КСТАТИ
В Беларуси введены новые правила для приобретения и использования транспортных средств юридическими лицами, предусмотренные Указом Президента № 191 от 26 июня 2023 года. В документе определено, что для использования в качестве служебных и специальных легковых автомобилей, не требующих дооснащения путем монтажа специальным технологическим оборудованием, их закупка должна осуществляться у отечественного производителя или сбытовых организаций. Это решение касается государственных юрлиц, хозяйственных обществ, банков, сельхозорганизаций, а также унитарных предприятий, учредителями которых выступают организации с долей государства более 50 процентов.

Кредитная история

При продаже автомобиля НДС переходит в бюджет, и государство заинтересовано в стимулировании продаж физическим лицам. Поэтому сегодня льготный кредит на покупку Gelly белорусского производства можно взять в четырех банках. Предусмотрены специальные партнерские программы с конкретными автодилерами. Их условия по большей части похожи и предусматривают два периода: льготный (с пониженной процентной ставкой) и основной. Так, крупнейший банк страны предлагает кредит на десять лет на следующих условиях: первоначальный взнос от 30 до 40 процентов в зависимости от модели, в льготный период (три года) процентная ставка — 7,88 процента, далее — 13 процентов (ставка рефинансирования +3) годовых с возможностью досрочного погашения без штрафа и комиссии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *