Уроженец аг. Ремезы Николай Старовойт часто вспоминает свою армейскую службу в Афганистане

Личности Новости Ельщины Помним и чтим

Уроженец д. Ремезы Николай Старовойт часто вспоминает свою армейскую службу в Афганистане. Ему, водителю спецавтомобиля, приходилось каждый день рисковать своей жизнью, подвозя боеприпасы к вертолетной площадке.

Сегодня, спустя тридцать четыре года после вывода советских войск из Афганистана, все представляется совершенно в другом свете, чем тогда. Но помнится все до мельчайших подробностей, как будто кадры документального фильма прокручивает память, возвращая в прошлое, где юношеское удальство лихости и беспечности столкнулось со страшной действительностью.

Николая Старовойта вместе с другими весенними призывниками 1982 года отправили самолетом из Минска в Ташкент, где в учебке в течение полугода готовили к переброске в Афганистан. Там уже два с лишним года как велись интенсивные военные действия, развязанные экстремистскими силами, целью которых было не допустить влияния СССР на страны юго-западной части Центральной Азии.

Новобранцев учили боевым действиям в непростых условиях пустыни и гористой местности. Много внимания уделялось физической подготовке, а также тактической и огневой. Кроме того, солдатам рассказывали об обычаях и традициях афганского народа, о коварном поведении «духов», нападавших исподтишка, и, конечно же, об интернациональном долге перед дружественным афганским народом.

– Мы уже знали, куда нас отправят, – говорит Николай Адамович, – но страха не испытывали, а наоборот, было воодушевление. Тогда популярен был лозунг: «Куда Родина пошлет, туда и пойдем». Перед нами стояла задача – защитить южные рубежи страны и помочь афганскому наро ду построить светлое будущее. Мы были уверены в правильности происходящего.

Служил в Афганистане полтора года –  с 1982 по 1984 год. Наше воинское подразделение дислоцировалось в г. Баграм. На спецмашине для перевозки взрывчатых веществ (авиабомб и снарядов) доставлял боеприпасы на аэродром. По нескольку раз на день подъезжал к складу с боеприпасами, загружался и выезжал на дорогу, окруженную с обеих сторон горами. Двигались колоннами – по одному никто не доезжал. Моджахеды устраивали засады, обстреливали наши машины из всех видов оружия.

Когда попадали в западню, выскакивали из кабин и, прячась за камнями, отстреливались от боевиков. Сверху нас прикрывали вертушки. Не раз вертолетчики спасали от неминуемой гибели. Под их прикрытием продолжали свой путь или  возвращались на базу. Были, конечно же, и потери. Но мне посчастливилось выжить в том аду. Правда, два месяца провел в госпитале, где лечился от болезни Боткина (эпидемии гепатитов, тифа были нередки тогда: в Афгане гнилая вода и жара невыносимая).

Многое всплывает в памяти, но не обо всем хочется рассказывать ветерану войны в Афганистане. Есть моменты, которые и вспоминать не хочется, а они, как назло, стоят перед глазами.

Николай помнит всех своих сослуживцев, с которыми так и не довелось больше встретиться – разбросала жизнь по разные стороны границ. А с «афганцами», проживающими в Ельском районе, встречается ежегодно.

Самой памятной датой считает 15 февраля 1989 года – вывод советских войск из Афганистана. Эта дата для ветеранов афганской войны, как 9 Мая для участников Великой Отечественной.

Живет Николай Адамович со своей семьей в родной деревне Ремезы, работает водителем в местном лесничестве (в Ельском лесхозе трудится с 1999 года).

Он, как и все, кто прошел дорогами войны, считает, что молодежь должна знать о мужестве и стойкости воинов-интернационалистов, чтобы противостоять злу и сохранить мир на родной земле.

Жанна Найман

Фото Анастасии Беляк



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *