Отслужил, как надо…

Новости Ельщины Общество

Чем дальше отдаляется в прошлое служба в Афганистане, тем ярче всплывает в памяти Анатолия Юрченко из аг. Кочищи все, что пришлось увидеть и пережить там, где гуляла смерть, забирая юные жизни советских парней.

Анатолий часто вспоминает своих боевых товарищей и угрюмые, враждебные горы Афганистана.

Призывался Анатолий Юрченко Овручским райвоенкоматом. В армию провожали с песнями и плясками, как было принято в то время. Родственники наперебой желали своему призывнику возмужать, стать настоящим мужчиной, слушаться командиров, одним словом, «отслужить, как надо…». Никто тогда даже предположить не мог, что выпадет на долю их солдатика…

В январе 1980 года отдельный батальон материального обеспечения, в который был зачислен водителем «Урала» Анатолий Юрченко, был переброшен в Афганистан.

– Весь личный состав на военных грузовиках перевезли через мост в Термезе, – рассказывает ветеран войны в Афганистане. – Сначала нас разместили в палаточном лагере под Кабулом. Потом наш батальон перебросили в Баграм…

Поначалу советским парням все было в диковинку: величественные горы, покрытые белоснежными шапками, горные перевалы, тоннели, цветущие долины… Но вскоре интерес к горным пейзажам сменился постоянным напряжением и тревогой в ожидании засады…

Первая потеря в подразделении Анатолия случилась спустя неделю после прибытия в Афганистан. Душманы, следовавшие за советской колонной буквально «по пятам», воспользовались минутной остановкой водителя передвижной мастерской, замыкавшей колонну техники, и убили его. Обнаружив тело бойца, командир, построив солдат, сказал им: «Теперь вы понимаете, куда попали?! Здесь война!»

Советские колонны постоянно обстреливали из минометов и автоматов, взрывали машины (порой до конечного пункта доходило лишь несколько грузовиков и бэтээров). Особенно было опасно забуксовать в пути. Непредвиденная остановка была смерти подобна.

Однажды под Джелалабадом Анатолий Юрченко, сжимая рукоять автомата в полном бессилии хоть чем-нибудь помочь, наблюдал вместе со своими сослуживцами, как «духи» расстреливали такую же колонну техники, двигавшуюся по другой дороге, убивали таких же, как и они, совсем еще молодых ребят.

Особенно дурной славой пользовался перевал Саланг. Более трех с половиной тысяч метров над уровнем моря – дышалось с трудом. По краям дороги – нависшие горы с многотонными камнями и узкий, почти трехкилометровый тоннель, в котором однажды застопорились две колонны, движущиеся навстречу одна другой, в результате чего задохнулись от выхлопных газов более двух десятков солдат…

– Сколько всего было – словами не передать, – говорит Анатолий Владимирович. – Но, видимо, Богу было угодно сохранить мне жизнь.

Как писала в одном из своих стихотворений поэтесса Ольга Безымянная: «Слепое афганское солнце, казалось, уже не светило. И виделось дома оконце, где детство далекое было. И ласково мама смотрела, сжимая в ладонях платочек. Она одного лишь хотела: чтоб только вернулся сыночек…». Мама Анатолия дождалась своего сыночка…

Вернувшись на родную Овруччину, спустя какое-то время украинский парень переехал на Ельщину, где жила его сестра. В аг. Кочищи, ставшем для него второй родиной, нашел свое счастье. Все понимающая и всегда поддерживающая жена, замечательные сыновья, четверо внуков, которые очень гордятся своим дедушкой. Внуки Стас, Егор, Алексей и Каролина часто расспрашивают Анатолия Владимировича об Афганистане, о солдатском братстве и мужестве советских воинов, защищавших южные рубежи своей могучей Родины.

Кстати, и водительскому делу бывший воин-интернационалист остался верен на всю жизнь. Он уже многие годы работает водителем МАЗа в Ельском лесхозе, является одним из лучших тружеников предприятия. Не раз награждался грамотами и дипломами за добросовестный и честный труд, его ценят и уважают в трудовом коллективе.

Жанна Найман
Фото Анастасии Беляк



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *